Память: 120 Павлу Ивановичу Батову
Наталья Батова: « Достойным примером такой как я убедилась, являются белорусы. По главной трассе на Минск недавно был воздвигнут величественный памятник, посвящённый операции «Багратион».
Композиция из бронзы и красного мрамора пронзительно доносит до нашего сознания всю мощь и силу победного сражения за Белоруссию. На переднем плане памятника четыре фигуры военачальников: летчика — генерала Попова, маршалов Жукова, Рокоссовского, генерала Батова. Стоят они на фоне громадного кольца-подковы: так выглядела карта-схема ключевых сражений операции «Багратион» и освобождение всей белорусской земли.
Отец рассказывал мне, что в боях за Белоруссию в наших войсках царил особый дух, воины проявляли особый героизм – ведь мы уже выходили на государственную границу Советского Союза, очистив территорию Белоруссии от фашистских оккупантов. Давно это было…
Чем меньше остаётся живых свидетелей того трагического времени, тем больше льётся лжи и клеветы на нашу Победу. Поневоле задумаешься, что же будет, когда не станет и нас, потомков полководцев Великой Отечественной?
В мирной жизни многим из нас, в первую очередь, молодым, надо знать и хорошо усвоить уроки истории Великой Отечественной войны. И особенно в то время, когда идёт массированная и целенаправленная информационная война и когда нас пытаются втянуть в затяжные разборки с братскими народами соседних государств. Победа наших отцов в той неимоверно кровопролитной войне — это не только победа по разгрому военной машины гитлеровского фашизма. Это была Духовная победа в священной войне. Победа Добра над злом, Жизни над смертью, Свободы над рабством.Пока мы помним это, мы живём! Я часто вспоминаю об отце. Сверяю жизнь свою по нему. Как по компасу…
— 9 мая побывала в Рыбинске, прошлась по улицам города в рядах «Бессмертного полка»,
выступила на городском митинге, отметили 120 — летие папы в школах города и на родине в Фелисово и Сретенье. Ездили вместе с сестрой Еленой, её мужем Александром и внучкой Екатериной.
Записал Александр Урбан
Москва, 31.05. 2017 года
Для контактов eMail: aau39@yandex.ru,irodimtsev@mail.ru,ivlosik@gmail.co
Судьбы людские
Спасители – воины генерала Батова П.И.
…Начало весны 1944 года. Готовится решающая операция по освобождению Белоруссии. Лесисто-болотистая местность белорусского Полесья – не лучшее направление для будущего крупного наступления, и наши войска пока не ведут там активных боевых действий. Но штаб 9-й армии вермахта (группа армий «Центр») это относительное спокойствие настораживает. После февральских боев на участке Озаричи – Паричи немецкое командование обеспокоено ненадежностью обороны на этом рубеже. Оно опасается наступления частей 65-й армии генерала Батова.
Оккупантам было чего опасаться. Эта армия обладала огромным боевым опытом. Сформированная в октябре 1942 года на Донском фронте (командующий генерал К.К. Рокоссовский), участвовала в Сталинградском сражении, в Курской битве.
Командарму 65-й: доложили, что оккупанты спешно создали в прифронтовой зоне концлагеря, куда насильно согнали мирных жителей из Белоруссии, России и Украины. Зачем? Их узникам генералы вермахта уготовили участь живого щита. Концлагеря возведены по инициативе бывшего личного адъютанта Гитлера генерала Фридриха Хосбаха. Люди были намеренно заражены тифом и другими инфекционными болезнями. Им отводилась роль «живого бактериологического оружия».
…Мише Синькевичу не было и четырех лет, когда 5-6 марта 1944г. в хутор Булец, что в Глуском районе на Полесье (ныне это Октябрьский район Гомельской области) нагрянули немецкие солдаты и полицаи. Они приказали жителям взять с собой только самое необходимое и следовать на сборный пункт – якобы для медицинского обследования. Отец Миши, инвалид, заподозрил неладное. Но куда денешься под дулами винтовок? В пути полицай с одобрения гитлеровцев отобрал у отца дорогую для него вещь – скрипку. Отец пытался как-то смягчить ситуацию: «Пан, верни скрипку, вместе играть будем». «Ты у меня сейчас на верёвке заиграешь!» – замахнулся на него прикладом полицай. И скрипку не отдал.
Так Миша, его брат Гриша, сестры Аня, Надя, Оля вместе с отцом Ефимом Денисовичем и мамой Марией Лаврентьевной оказались в концлагере «Озаричи». Но лагерем это гиблое место можно было назвать условно: в других хоть бараки были. А тут – никаких построек, где можно было бы укрыться от ледяного ветра и снега. Костры разводить запрещалось, еды и воды не давали. На ночь матери собирали детей группами по 15 — 20 человек, укрывали чем могли. Питались же узники припрятанными женщинами в одежде семенами ржи, гречихи, пшеницы и проса. Сотни людей умирали ежедневно от холода и истощения.
…В ночь с 18 на 19 марта оккупантам пришлось оставить свои позиции.
По разминированным проходам из концлагеря вывели 33.480 человек. Из них – 15.960 детей в возрасте до 13 лет, в том числе 517 сирот. Там было также 13.072 нетрудоспособные женщины и 4.448 стариков, о которых немедленно позаботились военные медики. По приказу командующего 1-м Белорусским фронтом генерала К.К.Рокоссовского для спасения освобождённых было развернуто 25 военно-полевых госпиталей.
«Мы все благодарны судьбе и красноармейцам генерала Батова, что остались живы, – сказал Михаил Синькевич немецкому радиожурналисту на Поклонной горе в Москве. – Я был седьмой у матери. Она не оставила, выходила меня. Смерти вопреки! Мама всегда носила с собой иконку Казанской божьей матери. Может, нас Господь и сохранил».
Эти слова услышала по радио вся Германия. И кто знает, может, среди слушателей были и те, кто противостоял под Озаричами? Действуя в составе Белорусского (20 октября 1943–24 февраля 1944 г.) и 1-го Белорусского (24 февраля—апрель 1944г.) фронтов, она отличились в боях с оккупантами в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944г.). Обоими фронтами, как и под Сталинградом, также командовал будущий Командующий Парадом Победы Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский…
Только к маю семья Миши лесными тропами вернулась в разоренный хутор Булец. Все, кроме него, переболели сыпным тифом и были крайне ослаблены – дом немцы разобрали на блиндажи. Грелись у костра, здесь же подсушивали грибы и лесную ягоду. Их и гречиху Ефим Денисович ранее предусмотрительно ссыпал в чугунки и закопал в лесу. Так и выжила вся семья. Потихоньку начали собирать из блиндажей то, что осталось от порушенной хаты. Спасибо местной власти – после войны всем пострадавшим жителям Белоруссии выписали лесоматериалы на восстановление жилья. Бесплатно!
Михаилу Синькевичу по жизни выпала счастливая карта – в прямом и в переносном смысле. Дело его жизни – военная геодезия и картография. Окончил военное училище, гражданский вуз и академию, участвовал в разработке и создании единственного в мире военно-картографического поезда с уникальным цифровым печатным и спутниковым навигационным оборудованием.
Наталья Батова: Историю об Озаричах и освобождении из лагерей смерти десятков тысяч детей, женщин и стариков войсками 65 — ой армии я знала с детства. Отец много раз с волнением вспоминал лица спасенных детей и горькие слезы их матерей, когда вновь и вновь рассказывал о чудовищных зверствах фашистов …
Одно из памятных событий в жизни полковника в отставке, кандидата технических наук, члена-корреспондента Академии военных наук Михаила Синькевича – встреча с вдовой командарма Ниной Фёдоровной Батовой. Она подарила ему книгу «В походах и боях» со своей дарственной надписью. В ней генерал Батов поведал и о неизвестных страницах спасения тысяч детей и их матерей из фашистского ада.
А на днях в Минске в издательстве «Кнiгазбор» увидело свет уникальное издание «ПОЛЕСЬЕ трагедия и память» ( Преступления вермахта: концлагерь «Озаричи», 1944 год)..
Это объёмное исследование, где приводятся свидетельства из недавно рассекреченных архивных данных, написали сами бывшие узники этого страшного концлагеря Аркадий Шкуран и Михаил Синькевич. Научый редактор и консультант писатель, профессор Академии военных наук В.Т.Рощупкин.
Владимир РОЩУПКИН,
Александр УРБАН
Справочно: Павел Иванович Батов, советский военный деятель, дважды Герой Советского Союза, участник шести войн: Первой мировой, Гражданской, Испанской, Советско-Польской, Советско-финской и Великой Отечественной. Последняя война для генерала длилась 1418 дней, то есть с первого и по последний день. Он участвовал в боях за Крым, в Сталинградской и Курской битвах, в сражении за Днепр и Правобережную Украину, в операциях по освобождению Белоруссии и Польши. С 1942 года генерал Батов командовал войсками 65 армии. С 1962 по 1965 был начальником штаба вооруженных сил стран Варшавского Договора, а с 1970 по 1981 год – работал Председателем Советского Комитета ветеранов войны. Умер Павел Иванович 19 апреля 1985 года, не дожив до 40-летия Победы всего двадцати дней, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.