Предыдущая часть статьи во многом посвящалась роли Сталина в достижении Победы. Но Верховным главнокомандующим Иосиф Сталин стал с началом войны и лишь тогда, исходя из должности, стал отвечать и за военные вопросы в полном объеме. Воевать учатся только воюя. Жуков тоже стал великим стратегом не в 1941 году, а получив почти двухлетний опыт, участвуя в современной войне. Задатки были хорошие, и он учился быстрее других. Но уже в первые месяцы войны советскому командованию удалось не просто сдержать гитлеровцев, но и заложить фундамент всех будущих побед.
Окончание. В газете уже опубликованы первая и вторая части.
Личный вклад Георгия Жукова на первом этапе войны очень значителен. Без преувеличения можно сказать – Жуков оказался одним из немногих военачальников, кто не растерялся в труднейшей критической ситуации, сохранил способность оценивать положение и руководить боевыми операциями.
Многие наши будущие маршалы вообще не имели опыта ведения современных операций. В 1941 году они командовали максимально корпусами или дивизиями. Их выучили искусству ведения войны тяжелейшие 1941 и 1942 годы и опыт немцев, особенно в этот же период. Два года беспрерывных тяжелых боев вылепили из них полководцев, а отточили их мастерство уже1943–1945-й. Во второй половине 1944 года, в 1945-м и особенно в войне с Японией им уже не было равных. Сталин, сугубо гражданский человек, удивительно быстро проделал тот же путь и достойно заработал свои звезды.
Жуков в мемуарах издания 1969 года о Сталине сказал – обратите внимание, уже после смерти вождя: «Сталин был талантливым человеком и достойным Верховным главнокомандующим». Такую оценку Сталину давали все командующие за исключением некоторых, на которых давил Хрущев, но и здесь у него не со всеми получалось. Люди чести, справедливости, высокой порядочности не поддавались.
После выступления с докладом о культе личности Хрущев попросил Рокоссовского написать что-нибудь о Сталине да почернее. Рокоссовский без дипломатии ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!». На другой день в его кабинете заместителя министра обороны, в его кресле уже сидел маршал Москаленко, передавший ему решение о снятии должности.
Ошибкой Сталина и Жукова можно считать то, что они не раскусили Хрущева, о чем Георгий Константинович впоследствии жалел. Но это уже были будущие проблемы не Сталина, а Советского Союза, значит, и нас с вами.
Провал блицкрига
Победа в войне определяется достижением цели войны. Директивой Д-21 определялось: германские вооруженные силы должны быть готовы разбить советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии (вариант «Барбаросса»), в течение максимум пяти месяцев.
Было о чем задуматься немецким генералам: за неделю под одним небольшим русским городом они потеряли столько же, сколько за год войны в Европе
Но молниеносной войны и уж тем более победы у немцев не получилось. Москва была не взята, наоборот, в декабре 1941 года противник был отброшен на 200–250 километров на фронте к западу от столицы. Война начала переходить в длительную стадию. А затяжная война, по мнению даже некоторых немецких военачальников, не могла быть выиграна. Ведь главным условием победы была скоротечность военных действий. Также не был исполнен пункт «Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено» (Д-21, отдел обороны страны № 334 08/40. Ставка фюрера, 18 декабря 1940 года).
Самый главный вывод для Германии состоит в том, что срыв основополагающих задач начального периода войны с Советским Союзом означал неизбежное приближение к коренному перелому в войне и поражению вермахта. То есть победы в начальный период войны Германия не достигла.
Что же означает начальный период войны для Советского Союза? Военной победы в начальный период Советский Союз тоже не достиг. Иначе считать нельзя. Нашими стратегическими замыслами предусматривалось побеждать врага на чужой территории малой кровью, но получилось совсем не так. Мы потеряли громадную территорию, а регулярные части Красной армии – около четырех миллионов убитыми и военнопленными.
Мы оставили на оккупированной территории всю Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику, значительную часть РСФСР, всего около 80 миллионов человек, это почти половина населения Советского Союза. Утрата экономической мощи была колоссальной и, казалось, невосполнимой. Захвачены и разрушены были тысячи крупных и средних промышленных предприятий, многие демонтированы и эвакуированы, урожай 1941 года в главных житницах страны не собран, миллионы голов скота в тыл не угнаны.
Ни одно государство в Европе, на которое нападала Германия, не смогло выдержать и десятой доли таких лишений, рушилось и сдавалось, прекращало сопротивление, утрачивало свою независимость. Мы же не сдались. Мы выстояли.
Что мы выиграли, кроме международной составляющей, о которой говорилось выше? Мы выиграли время, отстояли Москву. Очень важный вопрос, какой ценой было выиграно время, а она исчисляется многомиллионными человеческими жертвами.
Кто же выиграл время, закрыв продвижение вермахта своими телами? Если очень коротко, кадровая армия – потерей большинства личного состава убитыми, ранеными и в качестве пленных. И конечно, народ, создавший в кратчайшие сроки новые дивизии, полки, соединения и части народного ополчения.
Рассказать обо всех героях – задача непосильная, тем более в рамках газетной статьи. Я уже подробно говорил, как Европа «защищала» свои страны, народы, независимость и демократию и свои ценности на примере Франции и Парижа. Поэтому остановлюсь только на примере Смоленской области, ее роли в защите государства, особенно в начальном периоде ВОВ.
Но предварительно не могу не сказать о сотнях пограничных застав, которые все полегли, но ни одна не оставила позиции без приказа, лишь несколько застав отошли вместе с отступающими войсками. Нельзя не сказать и о мужественных защитниках Брестской крепости, оборона которой стала символом мужества и героизма для всего советского народа. Конечно, было много и других героических защитников, задержавших продвижение врага.
В результате именно их самоотверженности с первых дней стал рушиться германский план молниеносной войны и закладывались первые кирпичики фундамента Победы. Война на Востоке с первых же месяцев коренным образом отличалась от войны в Европе, и это начали понимать и бояться наиболее дальновидные стратеги противника. В качестве подтверждения приведу записи из дневника начальника немецкого генерального штаба Франца Гальдера от 11 декабря 1941 года: «Общая обстановка все очевиднее показывает, что колосс России был нами недооценен». А ведь это он в дневнике от 4 июля, через две недели после начала войны уверенно записал: «Не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней». Как быстро изменилась оценка ситуации даже у начальника немецкого генштаба.
В чем Ельня равна Европе
Гитлер планировал взять Смоленск за 14 дней, почти с ходу. Но сражение продолжалось два месяца, а ведь это была не крепость, а промышленный город. Задумаемся, что значила для реализации планов Гитлера потеря двух летних месяцев. Накрылся немецкий блицкриг именно под Смоленском. Стойкость наших войск в боях за многострадальный город позволила командованию РККА перебросить войска для защиты Москвы. Но еще важно – было выиграно время для демонтажа промышленных объектов и передислокации их в новые районы, что стало фундаментом нашего дальнейшего обеспечения армии техникой и вооружением.
Следующий миф непобедимости немецкой армии развеялся под Ельней.
24-я армия в период с 30 августа по 8 сентября в ходе наступательной операции заставила противника ввиду возможного окружения 6 сентября оставить Ельню. Пять немецких дивизий при этом потеряли за неделю 45 тысяч человек, тогда как Париж немцы взяли без потерь. Это был фактически первый серьезный успех нашей армии.
А теперь задумайтесь и сравните. В Европе при разгроме Франции, английской экспедиционной армии в Дюнкерке, захвате Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, по данным немецкого генштаба, немцы потеряли убитыми 45 774 человека. Было о чем задуматься генералам: за неделю под одним небольшим русским городом они потеряли столько же, сколько за год войны в Европе.
Под Ельней родилась наша гвардия, четырем дивизиям (100, 127, 153, 161-й) было присвоено почетное наименование гвардейских. Мы выстояли. В отличие от всех европейских стран, армии которых и близко нельзя сравнить с упорством и мужеством советских солдат, защищавших свою Родину.
Сравните: Норвегия выдержала 2 месяца и 1 день войны, Франция – 1 месяц 12 дней, Дания – 6 часов, Голландия – 5 дней, Югославия – 11 дней, Бельгия – 18 дней, Греция – 24 дня, Польша – 22 дня, Париж сдали без боя.
А мы держались. Полуголодный Ленинград в полной блокаде выстоял 872 дня (с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944-го), не сдался, при этом продолжал производить технику для нужд обороны города. Сталинград – 200 дней (с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943-го). Севастополь – 250 дней. Даже отдельный дом сержанта Павлова, важный в тактическом плане в Сталинграде, продержался 58 суток.
Ни один город мы не сдавали без боя. Тринадцать городов стали городами-героями.
Начальный период – фундамент победы
1. Был сорван план молниеносной войны Германии с Советским Союзом (блицкриг), основа замысла плана «Барбаросса». Война перешла в длительную стадию, что положило основу поражения Германии.
2. Миф о непобедимости вермахта был развеян. Советский Союз выдержал самый сильный удар Германии и объединенной континентальной Европы в НПВ, что заставило Японию, Турцию и другие страны отказаться от войны с СССР.
3. Разумная и дальновидная международная политика Сталина и МИДа позволила образовать антигитлеровскую коалицию. Германия оказалась агрессором и подверглась международной изоляции.
4. Было выиграно время, которое позволило провести эвакуацию промышленности, перебросить свежие дивизии с Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья и не допустить захвата Москвы, а затем осуществить контрнаступление.
Выигранное время позволило осуществить военно-экономический маневр, эвакуировав 1523 важнейших предприятия в Сибирь и в другие регионы страны, которые уже со второй половины 1942 года начали выпускать военную продукцию для армии, а в 1944–1945-м превзошли по этому показателю экономику Германии и объединенной Европы. В целом был завершен перевод экономики страны на военные рельсы.
5. Были созданы органы управления государством в лице ГКО и Вооруженными силами в виде ставки ВГК, которые получили опыт руководства страной в военное время, что было важно для последующего успешного стратегического планирования.
6. В НПВ зарекомендовало себя новое поколение генштабистов во главе с Шапошниковым и Василевским, создавшими эффективный рабочий орган Ставки ВГК.
Зародилось целая плеяда будущих полководцев, командующих фронтами и армиями, видами и родами войск. Совершенствовался и набирал силу полководческий талант Жукова, Рокоссовского, Ватутина, Говорова, Черняховского и других.
Цена наших достижений невероятно высока и исчисляется миллионами человеческих жизней. Мы в неоплатном долгу перед павшими, искалеченными, пропавшими без вести участниками самой главной войны в истории человечества – Второй мировой, ключевую и определяющую роль в достижении победы которой сыграли ВОВ советского народа и социалистическая система государства в целом.
Практически все мужское поколение, рожденное в самом начале 20-х годов, особенно в 1921–1925-м, прошло через войну, и огромная его часть с нее не вернулась.
Наибольшее число погибших пришлось на призывников 1923 года рождения: лишь три процента молодых людей, рожденных в том году, дожили до конца ВОВ. Это книга «Вся история ВОВ. Полная хроника победы» Андрея Сульдина, и с ней согласны многие другие источники.
22 июня в России – День памяти и скорби. Миллионы ее сыновей и дочерей отдали свои жизни за свободу и независимость страны, будущее своих родных, близких, освобождение мира от фашистской идеологии. Вечная им память и благодарность. Но оказывается, войну недостаточно выиграть, свою роль и победу нашу в войне необходимо защищать с тем же упорством, с каким это делали фронтовики.
Задача нынешнего поколения России – сохранить память о погибших, защитить правду о Великой Отечественной и мировой войне, исключить пересмотр ее результатов во имя павших.
Наша очередь воевать за победу
Сейчас мы видим огромные потуги многих европейских стран, фальсифицирующих, переписывающих историю Второй мировой войны, оправдать свой позор и бездарность при защите даже собственных стран, не говоря уже о придуманных заслугах США в освобождении человечества от фашизма. Перефразируя Марка Твена, можно сказать, что слухи о решающей роли американцев и европейцев в Победе во Второй мировой войне сильно преувеличены. Сейчас что-то пытаются говорить о своем решающем вкладе в разгром фашизма Западная Европа, США вместе с недобитыми фашистами прибалтийских стран и бандеровцами Украины, десятками тысяч воевавших в добровольном порядке на стороне Германии.
Негодяи, без чести и даже без остатков совести. Единственное, что у них хорошо получается, – осквернение памятников и могил павших советских солдат, освободивших их страны, которые они сами не смогли, а некоторые и не хотели защитить и никогда бы не освободили без Красной армии и никакой второй фронт не смог бы этого сделать. Его вообще бы не было, останови Сталин войска на границах СССР. В конечном счете воюет не тушенка, а человек с оружием в руках и это был советский солдат. Вечная ему слава и память. Это он выиграл войну, а другие ему помогали. Спасибо и на этом. А за ленд-лиз мы платили золотом с большими процентами до 21 августа 2006 года.
Мы еще мало делаем в отношении памяти к поколению, пожертвовавшему своими жизнями и ставшему инвалидами ради нас, своего будущего. Только сейчас начинаем в должной мере вести эту военно-патриотическую работу, готовя поколение, достойное фронтовиков ВОВ.
Борьбу с памятниками и захоронениями погибших советских воинов, надругательство над ними при молчаливом попустительстве властей (что означает фактическое одобрение) необходимо рассматривать как унижение и оскорбление России и причислять такие страны к недружественным со всеми политическими, экономическими и другими последствиями для них.
Как выразился президент России Владимир Путин: «Пытаются разного рода русофобы и нечистоплотные политики бить по нашей истории, проталкивать идеи пересмотра итогов Второй мировой войны, оправдания нацистских преступников. Собираются недобитки из потомков карателей и их последователей снова возродить и направить на борьбу с Россией».
Великая Отечественная война – самая кровопролитная и страшная в нашей многолетней истории. Наши предки ее выиграли. Не было в мире силы, способной это совершить.
Мы одолели самую сильную армию мира того времени. Как сказал прошедший войну поэт, писатель, военный корреспондент полковник Константин Симонов: «Да, враг был храбр, тем больше наша слава».
Прах Константина Михайловича Симонова согласно его завещанию был развеян над Буйничским полем под Могилевом: «…у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков» (из романа «Живые и мертвые»).
А на обратной стороне большого валуна, установленного на краю поля, выбиты слова: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Мне кажется, что слова выдающегося патриота и гражданина России Константина Симонова – это обращение и напоминание нам, некоторым изрядно подзабывшим, а многим и не знавшим, что такое война, какой ценой достигнута Победа и обеспечена наша мирная жизнь.
И этот подвиг и добытую массовым героизмом народа славу мы не имеем права забыть, обязаны их защитить во имя павших и будущего России.
Вечная память павшим в боях за Родину!
Леонтий Шевцов,
советник директора Росгвардии, генерал-полковник