Приближается 73-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне – один из особо чтимых нами праздников. Главные люди на нем – участники войны.
Они безоговорочно заслужили это. Фронтовики гордятся: они выиграли войну, разгромили самую сильную армию мира того времени, отстояли независимость страны, освободили Европу и покончили с фашизмом.
Мы выиграли войну, а союзники нам помогали! Основное приобретение США по ее итогам – доллар как мировая валюта. Бреттон-Вудская финансовая конференция, узаконившая это, для Штатов значительнее победы во Второй мировой. Участие США в войне проистекало не из гуманных общечеловеческих ценностей, а ровно с того момента, когда стало выгодно. Даже объявить войну Германии вынудили действия Японии. А реально открыть второй фронт в Европе заставили успехи Советского Союза и его способность самостоятельно победоносно завершить войну. То есть США, Англия могли опоздать к примерке лавров со всеми вытекающими политическими последствиями.
Даже если бы наши ветераны больше ничего не совершили в жизни, то все равно достойны вечной памяти и благодарности потомков. Но кроме Победы они сумели в короткий срок восстановить разрушенную страну, создать могучую ядерную державу, основу безопасности и мира на планете. Наша задача – отдать должное участникам войны, погибшим и живым.
Будь живы участники Куликовской битвы, им бы до сих пор обещали квартиры к ее очередной годовщине
Погибшим много не надо, главное – помнить о них, достойно содержать места захоронения и воспитывать поколения патриотов страны, во имя которой отданы миллионы жизней. Уцелевших – окружить любовью и уважением, создать достойные условия на завершающем этапе их жизни. Это и есть реальная память.
Сейчас при не самой высокой продолжительности жизни в стране, полученных ранениях, контузиях, увечьях, инвалидности и всяческих болезнях 90-летний и более возраст участников Великой Отечественной можно считать очередным подвигом. Они нуждаются в повседневном персональном внимании и помощи. Ветераны заслуживают быть причисленными к лику святых, по крайней мере напоминают их.
В ближайшее время нас ждет большое событие – празднование 75-летия Победы. Увы, не все ветераны доживут до этого юбилея, поэтому необходимо сейчас делать все, чтобы скрасить последние годы жизни людям, спасшим Отечество, благодаря подвигу которых мы, их дети, внуки и правнуки, существуем.
Все ли мы делаем для этого. Не все. Особенно в жизненно важном вопросе – стопроцентном обеспечении квартирами и улучшении бытовых условий.
Стареют не только люди, ветшают и разрушаются дома, срок службы многих не больше человеческой жизни, тем более в сельской местности, где строились из подручного материала и отсутствуют элементарные удобства, столь необходимые в преклонном возрасте.
Уже более 10 лет, особенно перед празднованием Дня Победы, мы слышим заверения и обещания руководителей разных уровней о завершении выполнения программы по обеспечению жильем и улучшению условий проживания всех участников Великой Отечественной.
Но вопрос не снят с повестки и поныне, потому что время работает на власть, а не на ветеранов и скоро все решится естественным биологическим путем. То есть все участники войны уйдут из жизни. С учетом их числа это укор власти, неспособной организовать выполнение поручения президента.
Весной 2015-го Владимир Путин ставил задачу, чтобы все нуждающиеся и их семьи получили новые квартиры в 2016–2017 годах. На октябрь 2017-го в очереди стояли около двух с половиной тысяч. Минстрой России заявил, что две трети из них улучшат условия в 2018 году. Получается как всегда, то есть одна треть может получить обещанное только к 75-й годовщине. Никуда не годится.
Сейчас живых участников один-два – на район, десяток – на город среднего размера, побольше в миллионниках.
Все основные мероприятия, отчеты и доклады будут готовиться к 75-летию Победы, и это вполне устраивает некоторых руководителей власти, потому что количество нуждающихся с учетом возраста значительно сократится. Руководителям спешить некуда – для них время терпит. Но для 90-летних оно почти смертельно, можно считать каждый прожитый в таком возрасте год за десять, а далее основная масса перейдет в «Бессмертный полк» и мы с гордостью будем носить их фотографии военной поры.
На войне арифметика другая – год шел за три. Но там было проще: фашист – это враг, убил и все, правда, если он не попадет в тебя первым. Но руководители-то свои, почти родные, хотя и бюрократы. Бюрократия – это серьезно, победить ее сложнее. Она требует большего времени, а его у ветеранов в обрез, поэтому проблема требует даже не подвига, просто усилия – теперь со стороны власти, чтобы завершить программу за пару месяцев.
Стыдно, товарищи и господа! Удивляет беспомощность властей всех уровней – сверху донизу. Уверен, проблема решаема. Дело в ответственности и организации. Решение вырабатывать можно коллегиально, но ответственность после его принятия должна быть персональной. Ключевое слово здесь – «персональной», ибо коллегиальность после принятия решения означает безответственность. Вот, к примеру, один из вариантов завершения выполнения программы.
Решением президента завершение выполнения программы стопроцентного обеспечения участников Великой Отечественной войны жильем и улучшения их жилищных условий является правительственной программой. Срок исполнения – два месяца. Ответственный – глава правительства.
Ключевое слово – «правительственная», то есть программу нельзя забыть или заболтать. Впрочем, на уровне президента можно и не употреблять выражение «правительственная программа», потому что чиновники сразу найдут работу в подготовке федерального закона, а это Государственная дума и прочие структуры, то есть и полгода будет мало. А речь идет о завершении выполнения программы в предельно короткие сроки.
Глава правительства отдает распоряжение всем главам субъектов РФ и они лично отвечают за ее выполнение. Главы субъектов, как бы они ни назывались, уважают главу правительства страны и боятся президента, то есть проникаются чувством ответственности, понимая, что не выполнить задачу себе дороже.
Доброе, уважительное отношение первых лиц страны к губернатору очень важно для него, так как доверие надо отрабатывать и оправдывать – его нельзя утратить, то есть на этом уровне все будет решено.
Руководители субъектов собирают лично всех глав районов, управ, мэров и вводят их в обстановку, оперативную или тактическую, в зависимости от уровня чиновников и ставят задачу: проблему решить. Кто не решит – освободит свою квартиру для ветерана, то есть сам станет бездомным. На район – один-два ветерана, а кое-где их уже нет вообще.
Здесь меня можно обвинить в незнании элементарных юридических норм. И правда, в этом плане подготовка у меня поверхностная. Но глава субъекта юридически сильнее (хотя исходя из практики не все чтут даже Уголовный кодекс), поэтому он сообразит, что эти распоряжения надо отдавать устно.
Но бояться за выполнение не надо. Я, может быть, слаб в законах, зато хорошо знаю менталитет российского чиновника. А глава субъекта знает подчиненных еще лучше, потому что он с ними работает. Никто из них бездомным не станет. Задача, конечно, будет выполнена. Глава района или мэр в торжественной обстановке (иначе нельзя) лично вручит ключи, документы фронтовику, оркестр сыграет «День Победы». А у главы района даже рейтинг поднимется. Уверен, среди руководителей развернется соревнование, не социалистическое, конечно, а за право доложить первому (хотя бы из спортивного принципа), что в таком-то субъекте программа обеспечения фронтовиков жильем решена окончательно и полностью.
Да бог с ними, с деталями. Главное – за два месяца будет завершено выполнение задачи, о которой говорят десяток лет. Важен результат. Победителей не судят, а поощряют, так и должно быть.
Не настаиваю на этом варианте ввиду того, что отсутствует финансово-экономическое обоснование и в силу специфики моего образования. Потому его и не предлагаю. Однако необходимо более внимательно следить, чтобы не разворовали выделяемые на богоугодное дело средства. Но это уже задача компетентных органов.
Достоинство предлагаемого мной варианта в том, что он учитывает менталитет российского чиновника и руководителей различных уровней и он реален, то есть сработает, а практика – критерий истины (не мной сказано). И что самое удивительное – это оказывается выгодно всем – сверху донизу. Почему вопрос не решен до сих пор? Это уже информация к размышлению для тех, кто читает мою статью.
Участники Великой Отечественной заслуживают быть причисленными к лику святых
В заключение: господа руководители всех мастей и рангов, уйдите от стандартного поздравления: «С праздником (Днем) Победы». Ветераны слышат это уже 73 года. Добавьте искренности, душевности, глубокого уважения и реальной помощи, поздравьте некоторых ветеранов словами: «С новосельем и праздником Победы». А вам – успехов в выполнении программы. Просьба завершить ее уже к 73-й годовщине Победы, для не очень понимающих – к ближайшему Дню России. Вы же все можете. Как бы вас ни критиковали, без вас жизнь может значительно усложниться. Только не надо пустых обещаний, некоторые на них большие мастера. Складывается впечатление, что будь живы участники Куликовской битвы, им бы до сих пор обещали квартиры к ее очередной годовщине.
В свое время Александр III изрек: «Пока не обустроен быт самого последнего русского солдата, русскому императору не должно спать спокойно». Мне до великого императора как до Китая пешком, но хочется сказать: «Пока не обеспечен жильем последний участник Великой Отечественной войны, мы остаемся их бессовестными потомками». И это касается всех – сверху донизу. Постарайтесь, мужики!Должны же сработать остатки совести. Ведь речь идет не о миллионах и сотнях тысяч участников, а о «штучных» людях, требующих индивидуального подхода.
Можно не соглашаться со сроками. Но при нынешнем числе не имеющих жилья фронтовиков дело уже не в деньгах, а в желании, ответственности, совестливости и, наконец, способности организовать выполнение поручения президента.
А ветеранов хочется поздравить от Клуба военачальников Российской Федерации: некоторых – с новосельем и всех – с праздником Победы.
Опубликовано в выпуске № 15 (728) за 17 апреля 2018 года