Фактор «ялтинского гуманизма» в условиях глобального баланса человека и природы

Уважаемые коллеги,

уважаемые  посетители нашего сайта!

В адрес Клуба военачальников продолжают поступать

материалы, которые готовились авторами для выступлений

в ходе военно-исторической конференции,

планируемой, но не состоявшейся 26 марта 2020 года.

Сегодня мы представляем Вашему вниманию текст, подготовленный подполковником юстиции Иванеевым Сергеем Васильевичем.

«И хоть мы не господа положения, но по положению мы – господа!»

(В. Шекспир,    «Генрих IV») 

 

          Уважаемый Анатолий Сергеевич!

          Дорогие ветераны!

 

Для меня большой честью является участие в военно-исторической конференции — «Ялтинская конференция 1945 года и её значение для послевоенного мирового устройства» именно в качестве одного из представителей российского гуманистического сообщества, которое сегодня, к сожалению, подвергается шельмованию со стороны консервативных СМИ ввиду искаженного понимания ими гуманистической идеи.

Необходимо подчеркнуть важность проведения конференции по заявленной теме, т.к. даже La Repubblica («Республика») — итальянская общественно-политическая газета, которая исповедует умеренно левые взгляды и соревнуется за звание самой популярной в стране с Corrieredella Sera, открыто признала, что «спустя 75 лет, на Западе в целом игнорируют эту годовщину, главным образом, учитывая отношения в стиле новой холодной войны с путинской Россией»[1].

Замалчивание Западом празднования юбилея Крымской (Ялтинской конференции) руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции контрпродуктивно, т.к. за время совместной работы Ялтинской конференции главы делегаций СССР, США и Великобритании пришли к согласию и приняли решение создать всемирную международную структуру — Организацию Объединенных Наций и созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для подготовки ее устава.

Наши западные партнеры должны понимать, что только после создания ООН стало возможным реальное сотрудничество по вопросам обеспечения прав и свобод человека на международном уровне.

Общеизвестно, что в качестве первого международного документа, положившего начало развитию сотрудничества мирового сообщества в вопросах, связанных с осуществлением, обеспечением и защитой прав человека, следует назвать Устав ООН, нормы которого являются формой реализации принципа гуманизма, так как пропитаны духом уважения к человеку, его правам и свободам.

К сожалению, сегодня среди военных юристов распространилось негласное и весьма антинаучное мнение, что правовая сфера не нуждается в общетеоретических изысканиях, обобщениях, возвышающихся над социальной, в том числе и правовой, практикой, что приводит в нашей военно-правовой науке к наличию пробелов в исследовании вопросов онтологии, гносеологии и аксиологии юриспруденции. Для военной организации государства их преодоление является одной из главных задач в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, так это вызвано необходимостью осуществления гуманизации вооруженных конфликтов — всеобщему и основополагающему  принципу          международного гуманитарного права.

Каждый раз, рассуждая о праздновании юбилея какого-либо международного договора, приходится часто вспоминать крылатую фразу Шарля де Голля по поводу Елисейского соглашения, сказанную им Конраду Аденауэру: «Договоры подобны юным девам и розам. Они не могут сохраняться долго». Как известно, это было вызвано тем, что Бундестаг ФРГ ратифицировал 15 июня 1963 года Елисейский договор, но только после добавления своей собственной преамбулы, в которой речь шла о преимущественном отношении Западной Германии с США и германском единстве, которое не устраивало французского президента.

Но ведь договор договору рознь!

И поэтому предание сегодня забвению итогов Крымской (Ялтинской конференции) руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции равносильно фактическому забвению основных принципов международного права, которые представляют собой систему общепризнанных и общеобязательных норм межгосударственного общения, и к которым относятся такие принципы как:  

— Неприменение силы или угрозы силой;

— Нерушимости границ;

— Территориальной целостности государств;

— Суверенного равенства;

— Мирного урегулирования споров;

— Невмешательства во внутренние дела;

— Уважение прав человека и основных свобод;

— Равноправие и права народов распоряжаться своей судьбой;

— Добросовестного выполнения международных обязательств.

Принципы международного права юридически закреплены в Уставе ООН 1945 года, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года и в Заключительном акте хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Исходя из этого, намеренное уничтожение украинской хунтой самолета Malaysia Airlines, истребление граждан Донбасса при полном невмешательстве ЕС, США, ООН грубейшим образом нарушают один из принципов международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта — принцип гуманности, запрещающий воюющим сторонам применять военное насилие, которое не оправдывается военной необходимостью, но, как ни странно, эти преступления «не замечают» и некоторые представители творческой элиты нашей страны и псевдолиберальной общественности, хотя большинство из них разделяют основные принципы научного мировоззрения, общечеловеческие нормы нравственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека, принципы светской государственности, свободы разума и совести.

Мои призывы к ним с предложением переломить распространение русофобской риторики, прямые оскорбления в адрес Российской Федерации и ее народа, искажения или отрицания очевидных фактов, включая неконституционную смену власти на Украине, проявления расизма и ксенофобии, убийства и нарушения прав человека, к сожалению, остались без реализации[2].

Это печально, поскольку  мы наблюдаем,  как современный западный мир от имени его правительств неоднократно заявлял о несправедливом распределении мировых природных ресурсов, значительная часть которых исторически принадлежит России.  Концепция «нарождающейся планетарной цивилизации» с ее идеями «мировых» парламента и суда вполне созвучна претензиям на использование наших природных и человеческих ресурсов, когда правительство США решит, что ресурсы его страны истощены.

Данный факт становится очевидным сейчас, когда в Генассамблее ООН заблокировали резолюцию России о снятии санкций из-за коронавируса, т.к. США, Великобритания, ЕС, Украина и Грузия на Генассамблее ООН не поддержали резолюцию России о солидарности в борьбе с коронавирусом COVID-19, отказе от торговых войн и односторонних санкций.

Отклонив резолюцию РФ об отмене санкций в условиях пандемии коронавируса, Запад продемонстрировал полную утрату морального лидерства в мире и об этом прямо заявил глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев: «Более наглядного подтверждения полной утраты Западом, прежде всего морального лидерства в мире, как говорится, и представить себе трудно», — цитирует его РИА Новости.

До этого Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш напомнил, что «вирус поражает всех, независимо от этнической или групповой принадлежности, национальности или вероисповедания». Эпидемия болезни «безжалостно бьёт по всем». Именно поэтому так важно «положить конец недугу войны и бороться с болезнью, которая бушует в мире», подчеркнул Гутерриш.

Таким образом, для российского научно-экспертного сообщества сегодня существует необходимость разработки и освоения существенно обновленных методологических оснований, позволяющих преодолеть неадекватные формирующемуся пространству-времени границы восприятия и понимания человека, блокируя, тем самым, развитие его космопланетарного масштаба и потенциала.

С нашей точки зрения, такой методологией может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека.

Заканчивая свое выступление, хочу подчеркнуть главное: Россия в качестве государства-продолжателя СССР благодаря «ялтинскому гуманизму» сегодня в полном объеме реализует итог конференции 1945 года, подведенный в коммюнике и подписанный лидерами трех стран, а именно: «прочный и длительный мир».

Иванеев Сергей Васильевич

подполковник юстиции в запасе,

кандидат юридических наук,

президент некоммерческой организации

«Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»,

профессор Академии военных наук

[1]https://inosmi.ru/politic/20200205/246772333.html

[2]http://perebezhchik.ru/mneniya/2771.html