Как и обещали, назначаем февраль мужским месяцем. И в преддверии самого мужского в нашей стране праздника у нас в гостях президент «Клуба военачальников» генерал армии Анатолий Куликов
Анатолий Сергеевич, «Клуб военачальников» — это что?
Клуб — это сбор по интересам. Бильярд, шахматы и так далее… В 2005-м маршал Сергеев, будучи помощником президента страны, ушел в отставку.
Перед этим он посоветовался с группой военачальников, куда входил и я, о создании структуры, которая могла бы способствовать использованию интеллектуального потенциала людей, имеющих колоссальный управленческий опыт в руководстве крупными объединениями — военными округами, армиями, силовыми министерствами, опыт участия боевых действиях — в локальных и международных конфликтах, опять же опыт разработки концепций и реформирования своих структур. Коротко — военная элита. Собственно, он обратился к нам с предложением не уходить после отставки с нашим опытом на грядки и дачи, а продолжать служить стране, что, безусловно, соответствовало нашим личностным интересам. Так, в 2005 году появился «Клуб военачальников» — организация общественная, неправительственная, добровольная. В ее составе ныне более двух тысяч действующих и находящихся в запасе и в отставке высших офицеров Минобороны, МВД, ФСБ, СВР, МЧС. Задачи? Патриотическое воспитание граждан, укрепление связей между различными слоями общества и поколениями, шефство над ветеранами и членами их семей… В своей работе мы проводим научно-практические конференции, материалы которых после обработки предоставляются для ознакомления руководству страны. Собственно, материалы этих конференций суммируют наш коллективный опыт, наши мысли и чаяния относительно направления развития страны, по отдельным вопросам, которые кажутся нам актуальными.
Правильно ли я понял, что каналы доставки информации Верховному командованию существуют?
Безусловно. На ранних этапах деятельности Клуба мы отправляли наши разработки в Администрацию Президента, Госдуму, Совфед. Адресаты справки вежливо принимали, некоторое время спустя к нашим рекомендациям привыкли, а с какого-то момента стали звонить из инстанций, спрашивать наше мнение по тем или иным вопросам. В нас возникла
потребность. А кроме коммутации с Верховным командованием опекаем вдов военачальников, под патронатом Клуба 12 суворовских и нахимовское училище, кадетские корпуса.
Помимо этого, при нашем Клубе существует группа «Эльба», которая ведет работу с иностранными коллегами. Название группы, понятное дело, возникло по факту встречи в апреле 45-го в городе Торгау наших войск и американцев. Уже 11 лет идет взаимодействие с ветеранским корпусом США. Встречаемся на нейтральной территории, обсуждаем актуальные вопросы, как правило, находим полное взаимопонимание. Сирия, Украина, ПРО… Иногда мне кажется, что если бы международные отношения политики передоверили военным, то войн бы не случалось.
Если позволите, Анатолий Сергеевич, то вопрос Вам не как президенту Клуба, а именно военачальнику: каково место политики в армии? Солдат в принципе должен исполнить любой приказ командира, вплоть до приказа умереть — это аксиоматично. А высший офицер должен исполнить любой приказ главнокомандующего? Любой-любой? Где та грань, которая отделяет высшего офицера от политика? Есть ли вообще у военных право на собственное мнение в политических вопросах?
Вопрос понятен. Образно говоря, солдатами являются все — и рядовой, и генерал. Любой военнослужащий в первую очередь солдат Отечества. Но на командире, безусловно, лежит ответственность в разы большая, чем на рядовом. В том числе за потери, за жизнь подчиненных. Это по поводу приказа за Отечество умереть. Что касается политического мнения у высшего командного состава, то расскажу случай из собственной жизни. Будучи министром внутренних дел, я получил задачу от президента страны подготовить меры по разгону Государственной Думы, по ликвидации и запрету Коммунистической партии. Машинально, по-солдатски — руки по швам и сказал: «Есть!» Но тут же возникло сомнение, а не входит ли это распоряжение президента в противоречие с основным законом — Конституцией?
У каждого крупного военачальника есть такой совещательный орган — военный совет. В моем частном случае — коллегия Министерства. Собрал коллегию, доложил, высказал свои сомнения. Коллегия постановила: за 6 месяцев до выборов роспуск парламента — прямое нарушение Конституции. Я выслушал, взвесил все «за» и «против», пришел к президенту и сказал: «Этого делать нельзя». По сути, мои слова стали политическим заявлением. Хоть формального
приказа я не получал и высказал мнение по этому вопросу на стадии подготовки решения. Президенту хватило мудрости прислушаться. Но этот эпизод позволяет мне говорить на встречах с большими аудиториями (в военных академиях, в академии Генерального штаба) о том, что мы служим Отечеству многие годы и, к счастью, далеко не каждому офицеру и генералу приходится принимать решения, от которых зависит судьба страны. Но бывают и такие моменты. И к ним надо быть готовыми. В первую очередь надо соблюдать Закон. И именно это воспитывает в нашем офицерском корпусе система военного образования, которая, к счастью, не претерпела непродуманных изменений с советских времен. Вообще же офицерский корпус, даже находясь в запасе или в отставке, оказывает благотворное влияние на развитие нашей страны. Военное образование воспитывает дисциплину, умение руководить, ответственность, и эти факторы очень позитивны и в гражданской жизни, и в бизнесе. Недаром многие ключевые посты в народном хозяйстве занимают люди с офицерским опытом.
Анатолий Сергеевич, в политическом словаре есть понятие «бонапартизм». Не секрет, что в недавней истории были случаи, когда военные планировали военный переворот. Имею ввиду генерала Рохлина. Прокомментируйте, пожалуйста.
Прокомментирую. Мне по долгу службы в Министерстве внутренних дел приходилось сталкиваться лицом к лицу с такими вызовами. Это страшное дело. Нет ничего страшнее для нашей страны, чем бунт, мятеж. Нельзя отдавать власть толпе, нельзя доводить общество до конфронтации с силовыми ведомствами. Я хорошо знал Льва. В то время, о котором вы говорите, он приезжал ко мне на дачу и спрашивал: «Анатолий Сергеевич, а как станут действовать внутренние войска, если военные войдут в Москву. Например, десантники из Рязани, Тулы и так далее?»
Я тогда ему ответил: «Лев, ты смелый человек, я тебя знаю по Чечне. Знаю, как опытного командира, с уважением отношусь, но в данном случае ты находишься в глубоком заблуждении. Во-первых, за тобой могут пойти, возможно, десятки, сотни тысяч людей, ты подвергаешь их смертельной опасности.
Этого делать нельзя!» Он пытался меня убедить в том, что его авторитет только вырастет, что у них все получится… что он ничего не боится… Пришлось ответить, что внутренние войска, милиция и все остальные силовые ведомства станут действовать в строгом соответствии с Законом. Мы не допустим кровавой войны, мятежа и переворота. Он тогда уехал от меня неудовлетворенный, говорил, что нет, мы все равно обязаны действовать, мы будем продолжать… Через его друзей я имел связь с ним и отправил одного генерала к нему. Тот довел, что все противоправное надо немедленно прекратить. Думаю, что не только мои слова и решимость возымели действие. Слава богу, беды не случилось. Я категорически против такого рода действий. Они губительны для нашей страны. И тогда, и сейчас много недостатков в государственном устройстве. Мы откровенно говорим, где власть недорабатывает, где она отрывается от народа. Коррупция, клановость, акцизы, бензин, ЖКХ и прочее. Недостатки есть, и у народа есть право на протест. Протестуйте! Но делайте это в рамках Закона. Для нас майдан не выход, дело офицеров — защищать Отечество, а не расшатывать его.
Словом, «бонапартизм» не для наших просторов.
Анатолий Сергеевич, февраль — месяц мужской, в том числе и потому, что страна привычно празднует День защитника Отечества, а по-нашему, по старинке — День Советской Армии. Что Вы пожелаете пассажирам журнала «Аэроэкспресс» в преддверии праздника?
В первую очередь, конечно же, пожелания тем, кто сейчас в строю, тем кто на посту. Желаю, чтобы всегда возвращались домой, к своим семьям живыми и здоровыми. А всем остальным мужикам, кто является потенциальным защитником Отечества, — здоровья, благополучия, успехов и процветания нашей Родине! А все трудности мы преодолеем, потому что российский человек намного лучше приспособлен ко всяким сложностям, чем другие жители планеты. Верю, что со всем справимся и будем жить счастливо в нашей замечательной и любимой стране!
БЕСЕДОВАЛ ЮРИЙ ШУМИЛО
https://aeroexpress.ru/aero/info/journal.html