Тезисы выступления председателя Клуба военачальников Российской Федерации генерала армии Анатолия Сергеевича Куликова на конференции 24 октября 2017 г.
Уважаемые участники конференции!
История российско-американских отношений уходит своими корнями в начало девятнадцатого века.
Нынешний 2017 год богат памятными датами: 210 лет назад были установлены российско-американские дипломатические отношения, исполнилось 205 лет основания русского поселения Форт Росс вблизи от Сан-Франциско, 200 лет назад на Гавайях была основана русская Елизаветинская крепость и 150 лет назад, 18 октября 1867 года, Россия уступила Аляску Соединенным Штатам.
В апреле 1824 года в Санкт-Петербурге была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, упорядочившая отношения между двумя государствами в северо-западной части Северной Америки.
Именно в ходе переговоров, предшествовавших ее подписанию, летом 1823 года российскому правительству было доведено намерение США выдвинуть в качестве одного из принципов своей внешней политики тезис «Америка для американцев», впоследствии оформленный в виде «Доктрины Монро».
В 1832 году между США и Россией был подписан торговый договор, которым стороны на взаимной основе предоставили режим наибольшего благоприятствования товарам и гражданам обеих стран.
В середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к строительству железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении её подвижным составом.
Надо сказать, что уже тогда зарождались идеи американского превосходства над другими нациями, народами и странами.
Американский историк Артур Шлезингер в работе «Циклы американской истории», ссылаясь на слова сенатора-демократа Джона Хелли, писал: «В начале 1850 года американский сенат, наивысший законодательный орган мира, собравший мудрейших и великодушнейших людей, какие когда-либо жили или будут жить, отодвинув в сторону пустяковые местные дела, касавшиеся их собственных краев, образовали из себя некий трибунал и приступили к суду над нациями Земли, допустившими жесточайшие акты деспотизма».
Предложение заключалось в том, чтобы (цитирую) «мы выступали в качестве разгневанных судей! Нам надлежит призвать к ответу нации Земли, и они предстанут перед нами в качестве подсудимых, а мы будем выносить им приговоры».
То есть, уже тогда Соединенные Штаты приступили «к суду не над какой-то второстепенной державой, у которой торговля незначительна и санкции против которой обойдутся недорого, но в первую очередь над Российской империей, объявив ей приговор».
В конце девятнадцатого столетия отношения США и России формируются с позиции конфликта цивилизаций, в общественном мнении США происходит сдвиг, который впоследствии приведет американское общество к русофобским настроениям и к убежденности в «мессианской роли» США — в том, что США призваны осуществлять освободительную миссию и вмешиваться в дела других стран и народов.
Уже во второй половине девятнадцатого века стали складываться представления о биполярности мира, на разных концах которого располагались Россия и США.
Определяющими факторами, влияющими на американо-российские отношения на рубеже XIX и XX веков, стали враждебная позиция администрация президента США Теодора Рузвельта и американских СМИ по отношению к России, особенно во время русско-японской войны и столкновения экономических интересов на Дальнем Востоке и в Маньчжурии.
В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год.
В 1918 — 1920 годы американские войска приняли участие в интервенции против России.
Соединенные Штаты стали одним из последних государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами были установлены только 16 ноября 1933 года.
Из других событий этого периода, важных для двусторонних отношений, можно отметить участие американцев в спасении «Челюскина» в 1934 году, а также в обеспечении перелета экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс из Москвы в Ванкувер в 1937 году.
В ходе Второй мировой войны отношения США и Советского Союза оставались стабильными и вполне партнерскими.
Решением президента США Франклина Рузвельта с ноября 1941 года на СССР был распространен закон о ленд-лизе, в рамках которого в СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и продовольствие.
СССР и США были союзниками на основе международного документа — Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года. Позже, 23 июня 1942 года, было подписано советско-американское соглашение о поставках военных технологий.
Главы союзных государств — СССР, США и Великобритании в ходе Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 года, еще до полной капитуляции нацистской Германии, определили основы послевоенного мирового порядка.
Однако уже в том же 1945 году один из основателей ЦРУ — Ален Даллес, выступая в Конгрессе США, озвучил рекомендации по разрушению Советского Союза изнутри.
В последующем эти тезисы стали называть «Доктриной Даллеса».
12 марта 1947 года президент Соединенных Штатов Гарри Трумэн обратился к Конгрессу с посланием, в котором изложил внешнеполитическую программу американского правительства по отношению к странам, где, по его мнению, существовала угроза прихода к власти коммунистов. Эта программа получила название «Доктрины Трумэна», основным тезисом которой была политика «сдерживания» в отношении СССР, для чего использовались как экономические, так и военно-политические рычаги.
Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем, что и выразилось вспыхивающими вооруженными конфликтами по
всему миру — Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.
Участие советских войск в Венгерских событиях 1956 года осуждалось мировым сообществом, в том числе и Соединенными Штатами.
Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния на Западную Европу, Латинскую Америку, страны Азии и Африки.
Не добавили взаимопонимания между странами и разведывательные полеты самолетов США над территорией Советского Союза: старшее поколение помнит сбитый 1 мая 1960 года средствами ПВО под Свердловском американский самолет-разведчик Локхид У-2, пилотируемый Гари Пауэрсом.
В начале 1960-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года.
К счастью, благодаря политической воле лидеров обеих стран Джона Кеннеди и Никиты Хрущева, военного конфликта удалось избежать. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.
Ввод войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году изменил характер разрядки напряженности, на Западе и в Соединенных Штатах обострилось восприятие советской угрозы.
Важным дестабилизирующим фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений.
Новое обострение произошло в конце декабря 1979 года в связи с вводом советских войск в Афганистан.
Президент США Картер в одном из своих первых заявлений по этому поводу сказал, что ввод советских войск «изменил мое отношение к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности».
В США широкую поддержку получило вызванное этим событием наращивание американского военного присутствия в третьем мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом Картером так называемая «Доктрина Картера», состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику.
Соединенные штаты и большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.
Мировой общественности внушалось, что на Советский Союз и на большинство стран третьего мира действует только силовое воздействие.
Новая внешнеполитическая концепция США — «неоглобализм», предусматривала наращивание военного присутствия американцев во всем мире и особенно в зонах, объявленных жизненно важными для интересов США.
В ответ на действия СССР в Афганистане реализация новой внешнеполитической стратегии США вызвала резкое обострение международной обстановки, взвинтила гонку вооружений и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений.
Под воздействием внешних и внутренних причин советским руководством было принято решение о выводе советских войск из Афганистана к 15 февраля 1989 года.
8 марта 1983 года президент США Рональд Рейган впервые назвал Советский Союз «империей зла».
1 сентября 1983 года авиалайнер Boeing 747 южнокорейской авиакомпании отклонился от курса более чем на 500 км, вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над военными объектами Камчатки и острова Сахалин, был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15.
Катастрофа вызвала серьезное обострение и без того непростых на тот момент отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами.
С приходом к власти в СССР М.С.Горбачева (1985 г.), после встречи в Рейкьявике осенью 1986 года, отношения стали налаживаться, что во многом было достигнуто ценой односторонних внешнеполитических уступок со стороны руководства СССР.
На рубеже 1980-90-х годов руководство Советского Союза довольно спокойно отнеслось к смене режимов в странах Варшавского Договора, что привело к снижению сферы влияния Советского Союза и изменению баланса сил в мире в пользу Соединенных Штатов.
3 декабря 1989 года на встрече на Мальте Джордж Буш и Михаил Горбачев объявили холодную войну законченной.
Первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин во время визита в США 15-19 июня 1992 года в выступлении перед американским Конгрессом отчетливо обозначил переход от конфронтации к активному взаимодействию с западными странами.
Во время визита госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Россию в январе 1999 года Б.Н.Ельцин и М.Олбрайт подтвердили приверженность России и США к строительству двусторонних отношений на основе равноправия, уважения и учета интересов друг друга. Особо подчеркивалось значение конструктивного российско-американского взаимодействия как стабилизирующего фактора международной жизни.
Отмечалось, что возникающие расхождения в подходах к тем или иным проблемам не должны заслонять общие основополагающие стратегические цели двух стран.
Была подтверждена принципиальная линия администрации США на поддержку российских реформ.
Военные действия НАТО с участием авиации Соединенных Штатов Америки против Югославии в марте 1999 года вновь обострили российско-американские отношения, вызвали в России определенные обоснованные сомнения по поводу последующего выстраивания партнерских отношений с США.
В начале 2000-х годов основными проблемными вопросами между Россией и США оставались:
— взаимодействие России с Ираном в осуществлении ядерной программы;
— ситуация в Грузии, Украине и Палестине;
— развертываемая Соединенными Штатами система противоракетной обороны в Европе;
— расширение НАТО.
Многие в России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского Договора Североатлантический альянс тоже прекратит свое существование.
Однако в 1999 году в НАТО были приняты Чехия, Польша
и Венгрия, в 2004 году — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария, а в 2009 году – Албания и Хорватия.
13 июня 2002 года США денонсировали Договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».
Такой односторонний демарш был расценен российским руководством, как дестабилизирующий фактор глобального значения.
В начале 2003 года Россия совместно с Францией и Германией возглавила лагерь несогласных с вторжением США в Ирак.
В 2007 году с новой силой разгорелся конфликт между США и РФ по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО.
8 февраля 2007 года министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединенным Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооруженному конфликту с Россией».
10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по безопасности Президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с жесткой критикой внешнеполитического курса США. Речь Владимира Путина стала первым сигналом для Запада, развенчавшим иллюзии о слабой России.
14 июля 2007 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров».
Решительность действий России в грузино-осетинском конфликте в августе 2008 года стало подтверждением, демонстрацией роли России в разрешении вооруженных конфликтов у ее границ.
В США озвучиваются претензии по положению некоммерческих организаций в России, в декабре 2012 года принимается «Закон Магнитского».
Принятый Государственной Думой Российской Федерации в конце декабря 2012 года «Закон Димы Яковлева» вызвал бурное обсуждение в обществе и стал новым камнем преткновения в отношениях России и США.
К 2013 году возникают новые разногласия между РФ и США по поводу оценок развития ситуации в Сирии и Северной Корее, планов США по размещению элементов ПРО в Польше и Румынии.
Все мы являемся свидетелями, а некоторые из присутствующих в зале и участниками событий, которые я называю. Поэтому я не буду детально на них останавливаться.
В марте 2014 года обостряются отношения между двумя странами в связи с референдумом в Крыму и последующим вхождением Крыма в состав Российской Федерации: госсекретарь США Джон Керри в одном из телеинтервью отметил, что «перезагрузка» осталась в прошлом: «Мы вошли в другую фазу отношений с Россией».
Пожалуй, за весь период с 1991 года российско-американские отношения охладились как никогда.
В июне 2015 года в связи с планами США разместить в Восточной Европе танки, бронетранспортеры, реактивную артиллерию и другое тяжелое вооружение еще больше повысился градус напряженности между странами.
В России эти действия назвали «самым агрессивным шагом со времен холодной войны».
Оценивая в конце 2016 года предвыборные программы кандидатов в президенты Соединенных Штатов, их заявления по международной тематике и, прежде всего, по отношению к России, прогнозам и перспективам развития взаимоотношений с новой администрацией Белого дома, были определенные ожидания и надежды.
Однако, как мы видим, государственная машина Соединенных Штатов неуклонно следует прежним антироссийским курсом.
Сохраняются и наращиваются санкции, введенные прежней администрацией США, предвыборные обещания нивелируются, трансформируются, приобретают более жесткий характер.
В начале августа 2017 года президент Дональд Трамп подписал закон о санкциях против Ирана, Северной Кореи и России, который придал статус закона всем санкциям, введенным указами президента Барака Обамы.
В России расценили этот закон как объявление экономической войны и как признак того, что санкции продлятся долгие годы.
Продолжается молчаливое наращивание группировки американских войск в Европе, в частности, в Польше.
Таким образом, нынешний период российско-американских отношений характеризуется дальнейшим накоплением элементов взаимного раздражения и напряженности.
Этап неоправданных надежд заканчивается, и в силу объективных причин в России и США идет переосмысление пройденного пути.
Этот процесс может продлиться еще достаточно долго.
По сути, с 1979 года и до настоящего момента не было ни одного дня, когда в отношении нашей страны не действовали бы какие-либо американские ограничения. Это означает, что на протяжении почти полувека Советский Союз и нынешняя Россия никогда не рассматривалась Соединенными Штатами в качестве дружественного государства.
Тем не менее, для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия в целом ряде областей существуют объективные предпосылки.
В этой связи российско-американский диалог, как мне представляется, должен непременно продолжаться на рабочем и экспертном уровне, на уровне политических элит.
Какой-либо серьезный прорыв в двусторонних отношениях будет невозможен без расширения российско-американских отношений и придания им нового качества.
Уже сейчас необходимо поддерживать сотрудничество и даже наращивать его в таких областях, где еще сохранились общие интересы: взаимодействие правоохранительных органов двух стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и коррупцией, борьбой с международным терроризмом во всех его проявлениях, необходимо продолжать реализацию совместных проектов в освоении космоса, однако цели и пути достижения этих устремлений в Соединенных Штатах и в России видятся по разному.
Полагаю, что последующие докладчики более детально остановятся на дипломатических и внешнеполитических аспектах взаимоотношений России и Соединенных Штатов, влиянии на взаимоотношения с Россией нынешней американской Стратегии национальной безопасности, отдельных аспектах военного сотрудничества и возможных перспективах его развития в нынешних условиях.