К 30-летию первой Чеченской кампании

11 декабря 1994 года началась контртеррористическая операция на Северном Кавказе, которая состояла из 2-х этапов и закончилась сохранением территориальной целостности России.

Из мемуаров бывшего начальника штаба Объединённой группировки войск «На переломе эпох» 2015 г. генерал – полковника Леонтия Щевцова, вице-президента клуба военачальников России.

Начиная войну, надо понять, что идешь до конца, до победы, и другого подхода не должно быть. Война должна была закончиться победой в 1995 году, а не хасавюртской сделкой.

Сейчас, 20 лет спустя после начала вооруженного конфликта в Чечне, можно сказать, что ценой больших усилий армии, внутренним войскам и другим силовым структурам удалось предотвратить попытку развала государственности России.

За это страна должна сказать большое спасибо всем, кто принимал участие  перед теми, получил увечья, подорвал здоровье, и она в неоплатном долгу кто отдал жизнь, до конца выполнив свой воинский долг. В операции «Афганцы», конечно, герои. Ничуть не умаляя героизм и мужество солдат и офицеров афганской войны, хочу сказать, что и участники чеченских кампаний по политической значимости для страны сделали ничуть не меньше, а даже больше, ибо вопрос стоял о целостности государства. Надо называть вещи своими именами хотя бы в знак уважения памяти погибших в этих чеченских кампаниях.

УРОКИ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ КАМПАНИИ

Леонтий Щевцов

1. Политика неоправданных уступок и умиротворения сепаратистов, несостоятельного заигрывания с ними, вкупе с недостатком твердой политической воли в фундаментальных государственных вопросах спровоцировала внутренний конфликт на Северном Кавказе, который, в свою очередь, привел к необходимости силой решать вопрос о целостности РФ.

Применение военной силы было крайней, но вынужденной мерой для сохранения суверенитета России в целом, защиты местного населения и борьбы с криминальными элементами, которые находили прибежище на территории Чечни и планомерно подрывали экономику России фактически уголовными методами. Например, массовым изготовлением фальшивых банковских инструментов, таких, как авизо и наличные денежные знаки на грандиозные суммы.

2. Ввиду того, что политическое руководство однозначно опоздало с принятием волевого решения о силовой операции, на серьезную подготовку практически не оставалось времени. На фоне явного временного дефицита высшее руководство требовало завершить операцию в течение двух-трех недель, надеясь в основном на демонстрационный силовой фактор и не используя полностью весь арсенал политического, идеологического, экономического обеспечения, информационной подготовки общественного мнения в стране и за рубежом. Игнорировать подобные факторы губительно.

Вследствие этого информационная подготовка была полностью провалена, большая часть населения страны не понимала объективной необходимости и нужности такого шага, что дискредитировало саму суть военной операции и не показало главного, что участники вооруженного конфликта в лице военнослужащих Вооруженных сил, внутренних войск МВД и других силовых структур являются защитниками конституции России, патриотами, выполняющими свой воинский долг.

3. Для борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ) необходимо было сразу создавать мощную войсковую группировку, а не собирать ее в ходе операции, и вводить ее на мятежную территорию немедленно, мощно, используя весь имеющийся арсенал средств и сил, тем самым радикально подрывая боевой дух сепаратистов и желание к сопротивлению.

В таком случае федеральные силы однозначно отбили бы всякую охоту у сепаратистов к вооруженному сопротивлению и не позволили бы им добиться даже незначительного успеха.

Вопрос боеспособности и боеготовности армии и других, силовых в период болезненных экономических реформ, является исключительно важным, требует наиболее осторожного, вдумчивого и глубоко просчитанного решения. Ведь с потерей боеспособности ВС немедленно встают вопросы о целостности, независимости и, в конечном итоге, существовании суверенного государства в целом. С утратой внимания к этим наиглавнейшим вопросам открывается широченная дорога для аферистов от политики и любого другого толка. Без боеспособной армии экономическую и политическую стратегию страны будут развивать совсем другие, авантюристически настроенные субъекты, несомненно, не заинтересованные в укреплении России.

4. В истории СССР никогда не создавались группировки силовых структур для решения внутриполитических проблем, связанных с целостностью государства и вооруженной борьбой с НВФ. Впервые появилась острая необходимость создания единого органа управления ОГВ (сил) из состава разноведомственного силового компонента на принципе единоначалия.

5. В Военной доктрине РФ, принятой в ноябре 1993 г. и утвержденной Указом Президента РФ № 1833, не исключалось использование ВС  во внутренних конфликтах и для пресечения противоправных действий, вооруженных столкновений, разъединения противоборствующих сторон и защиты стратегических военных объектов на территории России.

Однако это положение мало кто знал и понимал даже из военачальников высокого ранга, а может, и сознательно не хотел подключать армию для решения внутренних вооруженных конфликтов.

И лишь только во второй чеченской кампании была создана комплексная законодательная база для применения Вооруженных сил во внутренних вооруженных операциях.

Вооруженные силы, внутренние войска и другие силовые структуры получили слишком дорогую, но хорошую практику совместного военного участия, подавления вооруженных конфликтов внутри страны, что потом положительно сказалось на участии в контртеррористических операциях.

6. Главное значение первой чеченской кампании состоит в том, что ВС, ВВ и другие силовые структуры предотвратили попытку развала страны и сохранили ее территориальную целостность.

7. Руководством страны была инициирована адекватная законодательная и юридическая база, регламентирующая действия Вооруженных сил и других силовых органов во внутренних вооруженных конфликтах и других кризисных ситуациях в мирное время.

Созданы и успешно функционируют органы управления на госу- дарственном уровне Национальный антитеррористический комитет (НАК), на силовом штаб управления Объединенной группировкой войск (сил), который существует уже 15 лет в Ханкале.

Окончательно конкретизированы и сформулированы задачи ВС, других войск и органов в мирное время в последней Доктрине, утвержденной Указом Президента РФ В. Путиным Пр-2976 от 25 декабря 2014 г. Некоторые из них стоит привести дословно.

В статье 32-й вышеупомянутого документа указаны, по крайней мере, 7 случаев применения ВС в мирное время:

— защита суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории;

— борьба с терроризмом на территории Российской Федерации и пре- сечение международной террористической деятельности за пределами ее территории;

— подготовка к проведению мероприятий по территориальной оборо- не и гражданской обороне;

— участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

— участие в обеспечении режима чрезвычайного положения; — участие в обеспечении режима военного положения;

— осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий по гражданской обороне.

8. Невзирая на множественные политические просчеты, экономические трудности, военную реформу, армия, внутренние войска и другие структуры показали образцы героизма и мужества по защите интересов государства. Честь и слава всем, кто принимал участие в этой кампании!

Леонтий Щевцов, вице – президент клуба военачальников РФ, генерал – полковник, заслуженный военный специалист.