КАЧЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ГЕНЕРАЛ КУЛИКОВ

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ МЕМУАРОВ И ЖУРНАЛИСТСКИХ БЛОКНОТОВ

4 сентября 2016 года отмечает 70-летний юбилей генерал армии Анатолий Куликов, чьё  имя хорошо знакомо не только военнослужащим наших войск.

В ПРЕДДВЕРИИ юбилея Анатолий Сергеевич подготовил к переизданию книгу своих мемуаров «Тяжёлые звёз­ды», впервые вышедшую в 2002 году.

Тогда она вызвала большой чи­тательский интерес, имела широкий общественный резонанс. Это неудиви­тельно: в продолжение нескольких лет генерал Анатолий Куликов находился в эпицентре политических коллизий, драматических, часто кровопролитных событий, сопровождавших разлом Со­ветского Союза и становление Россий­ской Федерации.

Он был командующим внутренни­ми войсками, министром внутренних дел Российской Федерации, совме­щая эту высокую должность с постом заместителя председателя Правительства России. Являлся членом Совета безопасности и Совета обороны РФ. Дважды избирался депутатом Госу­дарственной думы Федерального Со­брания Российской Федерации. В на­стоящее время — советник министра внутренних дел РФ, с 2007 года пре­зидент Клуба военачальников Россий­ской Федерации.

Перелистывая солидный том гене­ральских мемуаров (в книге прибави­лись две новые главы, теперь почти семьсот страниц интересного, насы­щенного текста иллюстрируют около тысячи фотографий), я вспоминаю наши встречи с Анатолием Сергееви­чем, нет-нет да и заглядываю в свои старые походные блокноты, нахожу там те же фамилии наших войсковых офицеров, пометки о тех же событиях, из которых складывалась в тот чрез­вычайно сложный период история вну­тренних войск.

…Лето 1986 года было горячим в прямом и переносном смысле. Внутрен­ние войска МВД СССР, несколькими рубежами охраны окружившие чадя­щую радиацией взорвавшуюся Черно­быльскую АЭС, сутки напролёт, месяц за месяцем несли свою смертельно опасную вахту, ограждая от большей беды страну. Минская дивизия, кото­рой командовал полковник Анатолий Куликов, выставляла заставы в райо­нах, примыкающих к ЧАЭС, помогала в эвакуации людей из заражённых сёл и деревень. Тогда, летом 86-го, мы и при­ехали в Минск, пересекли пресловутую зону, прежде поколесив с полковником Вадимом Асташиным на «уазике» по нашим частям, в том числе и куликовской дивизии.

Выходит, ровно тридцать лет наше­му знакомству с Анатолием Сергееви­чем. Ему в ту пору было под сорок. Мы, офицеры отдела по изданию секретно­го сборника статей журнала «На бое­вом посту», собирали опыт действий войск в районе катастрофы. Комдив Куликов называл своих офицеров, которыми восхищался, которыми гор­дился: Юрий Капля, Сергей Юрченко, Валерий Левитин, Феликс Дзеранов и ещё десятки других. Рассказывал, что командира оперативного полка Анатолия Бобровника (тот, между про­чим, однокашник Куликова по Орджоникидзевскому военному училищу) и некоторых других ему приходилось буквально силком, в приказном по­рядке вытаскивать из зоны, поскольку те офицеры уже изрядно нахватались радиации…

ЕСЛИ в Чернобыле нам противо­стоял враг невидимый, то через не­сколько лет генералу Куликову при­шлось встретиться с неприятелем реальным, вооружённым автомата­ми и взрывчаткой. Расхожий термин «горячие точки» стыдливо прикры­вал кровавые схватки на территории СССР, а потом и России. Вспоминаю небезызвестный референдум 1991 года, когда подавляющее большин­ство советских людей высказались за сохранение Союза. На мнение народа в Беловежье наплевали, ввергли ве­ликую страну в бездну междоусобиц, экономический коллапс, идеологиче­скую чёрную дыру.

Генерал Куликов признаётся: «Я отношу себя к людям, которые счита­ют исчезновение СССР трагической, цивилизационного масштаба потерей. Убеждён и сегодня, что существова­ние Российской империи, а позднее СССР в их исторических границах не было простой волей случая или след­ствием колониальных завоеваний. Это был сложившийся одним лишь высшим Промыслом союз многих народов, су­мевших в своём сплочении не только доказать право на существование, но и сохранить многообразие своих язы­ков, культур, национальных характе­ров и традиций. Это был потенциально сильный Союз в сочетании его эконо­мических, интеллектуальных, людских и территориальных ресурсов. В нём было всё, чтобы стать процветающей мировой державой с уникальными возможностями на земле и в её недрах, в мировом океане и в космосе. Многие из нас помнят, как рушился Союз Советских Социалистических Республик, в то время как последовавший за этим опыт существования бывших союзных республик в качестве независимых государств далеко не всем сегодня ка­жется однозначным. Я верю в возвращение утраченного единства».

С Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным .

С Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным .

image00326 ИЮНЯ 1990 года в Георгиев­ском зале Кремля состоялся приём в честь выпускников военных академий. А на следующий день генерал-майор Анатолий Куликов услышал добро­душно-строгие, приказные слова ко­мандующего внутренними войсками генерал-полковника Юрия Васильеви­ча Шаталина: «Ты два года отдыхал в Академии Генштаба. Теперь — вперёд!»

Обедали уже в Нахичевани, азер­байджанской автономии-анклаве, на стыке границ СССР, Турции и Ирана.

Нагорный Карабах, Баку, Ереван, Абхазия,   Южная   Осетия,   Грузия   — адреса командировок новоиспечённого начальника Управления ВВ МВД СССР по Северному Кавказу и Закавказью.

4 декабря 1991 года вышел номер «Литературной газеты» с интервью Президента СССР М.С.Горбачёва. Мысль, что на нынешнем поворотном этапе до большой крови ещё не дошло, по-настоящему рассердила генерала Куликова. Как это так?! Каждый месяц кровавая распря в Нагорном Караба­хе уносит жизни нескольких десятков человек, участников конфликта. И это не только боевики из незаконных во­оружённых формирований. Гибнут мирные жители и военнослужащие! В книге «Тяжёлые звёзды» автор поме­стил фотографии наших сослуживцев, погибших в те дни в Закавказье. Боль­но кольнуло в сердце: о каждом из них писал сразу после гибели и много раз позже — капитан А.Липатов, лейтенант О.Бабак, генерал-майор Н.Жинкин, полковник В.Блахотин (двое послед­них были заместителями генерала Ку­ликова).

Распался Союз, Закавказье ушло «брать суверенитета, сколько смо­жет». А высоколобые мудрецы зачем-то упразднили Управление внутрен­них войск по Северному Кавказу и Закавказью. Закавказье, понятно, отпало (оставаясь, между прочим, плацдармом для подготовки боеви­ков-террористов), но российский-то Северный Кавказ оставался и уже начинал тлеть!

Осетино-ингушская граница осе­нью 92-го оказалась очередной го­рячей точкой для внутренних войск МВД России. Генерал-майор Анато­лий Куликов стал к тому времени на­чальником управления оперативных и специальных моторизованных частей Главного управления командующего ВВ МВД России. Теперь мы встретились с ним во Владикавказе, где в здании его родного военного училища распола­галась войсковая оперативная группа. Тарское, Дачное, Верхний Ларе, Чми, Комгарон — сколько лет минуло, а назва­ния этих сёл засели в памяти крепко. Та командировка помнится мне ещё и пото­му, что получил я тогда свои полковни­чьи звёзды. Генерал Куликов поздравил первым. Я, пользуясь расположением Анатолия Сергеевича, забросил удочку насчёт интервью. Генерал согласился: «Давай завтра, как объеду части. Только времени у меня мало — поговорим коро­тенько». Ладно, думаю: если не по журнальным меркам беседа выйдет, то в га­зету «Ситуация» оперативно поставим.

Судьба же того интервью оказалась более интересной. Из командировки я привёз, кроме беседы с генералом Куликовым, ещё и развёрнутую корре­спонденцию (помню, на две большие колонки) для газеты «Труд» о работе временной администрации района ЧП, которую возглавлял вице-премьер Сер­гей Шахрай. Кстати, в нашей с ним беседе, Сергей Михайлович и о Куликове отозвался не просто доброжелательно, но с неподдельным уважением и благо­дарностью за действия войсковой груп­пировки. «Крепкий, толковый генерал, — сказал вице-премьер о Куликове. -Здесь нужны именно такие: прекрасно знающие обстановку и умеющие гра­мотно распорядиться имеющимися силами и средствами».

Та корреспонденция вышла в «Тру­де», интервью же с генералом Кулико­вым расшифровал и распечатал, когда вдруг пришла весть о назначении Анато­лия Сергеевича командующим внутрен­ними войсками МВД России вместо гене­рал-полковника В.Н.Саввина. И тут ещё один неожиданный звонок — от коллег из «Красной звезды»: как встретиться с новым командующим ВВ для небольшо­го хотя бы, но срочного интервью? «Да вот оно, интервью с Куликовым, — говорю «краснозвёздовцам», — лежит передо мной, распечатанное и вычитанное глав­ным редактором полковником Лукиенко, только-только с Кавказа привёз». — «Так давай нам — завтра выйдет». — «Надо со­гласовать с генералом».

Анатолий Сергеевич, помню, внёс какую-то небольшую правку и дал до­бро на опубликование в центральной газете Минобороны.

В ЯНВАРЕ 1993-го уже в Москве договорился о большом интервью с командующим для нашего войскового журнала «На боевом посту». Анатолий Сергеевич предложил: «Давай в вос­кресенье встретимся — всё-таки поспо­койнее будет, поменьше звонков. Не возражаешь?»

В тот раз говорили изрядно — часа два, если не больше. Анатолий Серге­евич был полон планов по реформиро­ванию войск, обстановка на Северном Кавказе да и в целом в стране остава­лась сложной. Надо было отказаться от выполнения конвойных задач в пользу формирования частей оперативного назначения, спецназа, разведки. Предстояла тяжёлая работа.

Драматические события в Москве осенью 93-го, ввод войск в Чечню, вы­нужденные «замирения» с бандитами, кремлёвские интриги — много чего вы­пало на долю генерала Куликова. Обо всём он пишет откровенно и довольно подробно. У него были не только про­тивники явные, которых он и его во­йска должны были уничтожать. Были лукавые недруги, амбициозные завист­ники, тайные и явные злопыхатели. Впрочем, здравомыслящие люди из авторитетных военных, политиков, знав­шие Анатолия Сергеевича поближе, видевшие его работу воочию, очень высокого о нём мнения.

Генерал Геннадий Трошев в книге мемуаров «Моя война» посвящает Ана­толию Куликову несколько страниц, даёт свои штрихи к портрету и пишет откровенно: «По-офицерски прямоли­нейный, он не умел хитрить и ловчить в извилистых коридорах власти. Быстро нажил себе врагов. Боевые генералы, знавшие его по Чечне, искренне пере­живали, что его подставят где-нибудь, вынудят уйти в отставку. В конце кон­цов так и случилось, но Анатолий Сер­геевич успел сделать для государства немало доброго.

Впрочем, уже одно только при­сутствие в правительстве таких лю­дей оказывает благотворное влияние на ход событий… Я познакомился с Куликовым в феврале 1995 года. Не­высокого роста, крепыш, со скупыми жестами, он оставлял ощущение осно­вательности. Его фигура, речь, поступ­ки — всё было каким-то капитальным, несуетным, выверенным. Его взгляд сквозь очки, казалось, проникал в самые глубины души человека. Трудно, наверное, приходилось тому, кто хотел утаить от него дурные намерения.

В отличие от многих генералов, он пренебрёг личной карьерой во имя спасения солдатских жизней и победы над неприятелем. И что немаловажно: показал российскому народу, что есть люди в генеральских мундирах, ко­торых невозможно запятнать даже в мутной и грязной воде военно-полити­ческих игрищ».

Генерал Трошев подробно расска­зал о том, как однажды, в отличие от начальника Генштаба и даже предсе­дателя правительства, Куликов не по­боялся взять на себя ответственность и вопреки несвоевременному, ошибоч­ному (а по большому счёту, и преступ­ному) приказу о прекращении огня по бандформированиям в районе Шатоя дал команду поднять авиацию и на­править огонь артиллерии, чтобы выру­чить, спасти от гибели действовавшие там армейские подразделения. Брать ответственность на себя он никогда не боялся, если речь шла о государствен­ных интересах, о спасении человече­ских жизней.

БУДУЧИ депутатом Государствен­ной думы, он вплотную занимался вопросами борьбы с терроризмом. Именно он выдвинул идею создания Всемирного антикриминального и анти­террористического форума (ВААФ). Эту идею поддержали тогда 40 государств.

И ныне, когда газетные заголовки типа «Терроризм — угроза миру» стали вполне расхожими, генерал Анатолий Куликов остаётся одним из самых ис­кушённых, опытных специалистов, не понаслышке знающих проблемы борь­бы с этим мировым злом.

Готовя эти заметки, перебирая свой домашний архив, нашёл «Лите­ратурную газету» 2004 года. Большое, предметное интервью А.Куликова озаглавлено было категорично, не­двусмысленно — «Терроризм: на войне как на войне». На вопрос о личном от­ношении генерала к жёстким мерам против террористов тогда последовал прямой, выверенный за годы службы ответ: «Я за жёсткость. Это зло надо душить в зародыше, без всяких по­пыток оправдания и понимания. Это раньше в политических словарях по­нятие «террорист» нередко имело положительный оттенок: вожди рево­люций и разнокалиберных движений гордились, когда их за решительность и пламенную веру в высокую спра­ведливость именовали террористами. Ещё недавно (напомню, разговор идёт в 2004 году. — Б.К.) в материалах ООН небезызвестный Хаттаб именовался революционером-профессионалом. Но всё отчётливее приходит пони­мание: подобная «диалектика» — это игра с огнём. Терроризм не может быть оправданием борьбы человека, нации, конфессии за свои права. Все средства возможны, кроме этого!»

Вдумчивый аналитик-стратег, А. Куликов цитирует и американскую кни­гу «Терроризм — 2000: будущее лицо террориста», где говорится о том, что «завтрашние террористы будут вдох­новляться не политической идеологи­ей, а яростной этнической и религиоз­ной ненавистью».

Когда Анатолия Сергеевича спро­сили, оптимист он или пессимист отно­сительно прогнозов третьей мировой войны, то есть войны с международ­ным терроризмом, наш генерал в свой­ственной ему выверенной манере отве­тил: «Я реалист. Знаю прежде всего, что эта война захватит не одно поко­ление. В обозримом будущем перечис­ленные проблемы, если их не решать, станут ещё острее и соответственно круче вал терроризма».

ВТОРОЕ   издание   кни­ги   А. Куликова «Тяжёлые звёзды»   было   подписано в печать 24 февраля 2016 года, буквально   за считанные дни   до   приня­тия    решения о       создании Федеральной службы войск национальной гвардии,  но в главе  «Превентивные удары»    (какое   промыслительное       на­звание!)   — автор не обошёл    вниманием нынешнего    главко­ма:    «Чрезвычайно значимой     в  обе­спечении   внутрен­ней      безопасности нашего государства, в борьбе с тер­роризмом остаётся роль внутренних войск МВД России. Считаю, что гене­рал армии Виктор Васильевич Золотов, назначенный на должность глав­кома в 2014 году, проявил себя как деятельный военачальник и продол­жает наращивать боевую готовность и мобильность внутренних войск».

Книга «Тяжёлые звёзды», которую мы сегодня представляем в связи с юбилеем её автора, — это во многом новая книга в сравнении с первым её изданием. Генерал армии Анатолий Сергеевич Куликов, обращаясь в пре­дисловии к читателям, говорит: «книга сегодняшнего дня, которым я готов по­делиться с каждым из вас без остатка». За тридцать лет знакомства с Ана­толием Сергеевичем приходилось читать и слышать мнения о нём де­сятков людей самого разного ранга и рода деятельности — военных, де­путатов, журналистов. Естественно прислушиваться к голосам людей, ко­торых сам уважаешь, суждениям ко­торых вполне доверяешь. Вот слова известного шахматиста и авторитет­ного общественного деятеля, моего знаменитого однофамильца и тёзки Куликова — Анатолия Карпова. Как-то по случаю выписал в блокнот, попол­няя своё «куликовское досье»: «Мне крайне симпатичны человеческие качества Куликова — его поря­дочность, точность, внимание к людям и некое внутреннее достоинство, которое всегда отличает качественного человека».

Теперь подумал — такую оценку мож­но поставить и в заголовок    этих заметок.

ЖУРНАЛ «НА БОЕВОМ ПОСТУ» № 9 (2016).