ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ МЕМУАРОВ И ЖУРНАЛИСТСКИХ БЛОКНОТОВ
4 сентября 2016 года отмечает 70-летний юбилей генерал армии Анатолий Куликов, чьё имя хорошо знакомо не только военнослужащим наших войск.
В ПРЕДДВЕРИИ юбилея Анатолий Сергеевич подготовил к переизданию книгу своих мемуаров «Тяжёлые звёзды», впервые вышедшую в 2002 году.
Тогда она вызвала большой читательский интерес, имела широкий общественный резонанс. Это неудивительно: в продолжение нескольких лет генерал Анатолий Куликов находился в эпицентре политических коллизий, драматических, часто кровопролитных событий, сопровождавших разлом Советского Союза и становление Российской Федерации.
Он был командующим внутренними войсками, министром внутренних дел Российской Федерации, совмещая эту высокую должность с постом заместителя председателя Правительства России. Являлся членом Совета безопасности и Совета обороны РФ. Дважды избирался депутатом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время — советник министра внутренних дел РФ, с 2007 года президент Клуба военачальников Российской Федерации.
Перелистывая солидный том генеральских мемуаров (в книге прибавились две новые главы, теперь почти семьсот страниц интересного, насыщенного текста иллюстрируют около тысячи фотографий), я вспоминаю наши встречи с Анатолием Сергеевичем, нет-нет да и заглядываю в свои старые походные блокноты, нахожу там те же фамилии наших войсковых офицеров, пометки о тех же событиях, из которых складывалась в тот чрезвычайно сложный период история внутренних войск.
…Лето 1986 года было горячим в прямом и переносном смысле. Внутренние войска МВД СССР, несколькими рубежами охраны окружившие чадящую радиацией взорвавшуюся Чернобыльскую АЭС, сутки напролёт, месяц за месяцем несли свою смертельно опасную вахту, ограждая от большей беды страну. Минская дивизия, которой командовал полковник Анатолий Куликов, выставляла заставы в районах, примыкающих к ЧАЭС, помогала в эвакуации людей из заражённых сёл и деревень. Тогда, летом 86-го, мы и приехали в Минск, пересекли пресловутую зону, прежде поколесив с полковником Вадимом Асташиным на «уазике» по нашим частям, в том числе и куликовской дивизии.
Выходит, ровно тридцать лет нашему знакомству с Анатолием Сергеевичем. Ему в ту пору было под сорок. Мы, офицеры отдела по изданию секретного сборника статей журнала «На боевом посту», собирали опыт действий войск в районе катастрофы. Комдив Куликов называл своих офицеров, которыми восхищался, которыми гордился: Юрий Капля, Сергей Юрченко, Валерий Левитин, Феликс Дзеранов и ещё десятки других. Рассказывал, что командира оперативного полка Анатолия Бобровника (тот, между прочим, однокашник Куликова по Орджоникидзевскому военному училищу) и некоторых других ему приходилось буквально силком, в приказном порядке вытаскивать из зоны, поскольку те офицеры уже изрядно нахватались радиации…
ЕСЛИ в Чернобыле нам противостоял враг невидимый, то через несколько лет генералу Куликову пришлось встретиться с неприятелем реальным, вооружённым автоматами и взрывчаткой. Расхожий термин «горячие точки» стыдливо прикрывал кровавые схватки на территории СССР, а потом и России. Вспоминаю небезызвестный референдум 1991 года, когда подавляющее большинство советских людей высказались за сохранение Союза. На мнение народа в Беловежье наплевали, ввергли великую страну в бездну междоусобиц, экономический коллапс, идеологическую чёрную дыру.
Генерал Куликов признаётся: «Я отношу себя к людям, которые считают исчезновение СССР трагической, цивилизационного масштаба потерей. Убеждён и сегодня, что существование Российской империи, а позднее СССР в их исторических границах не было простой волей случая или следствием колониальных завоеваний. Это был сложившийся одним лишь высшим Промыслом союз многих народов, сумевших в своём сплочении не только доказать право на существование, но и сохранить многообразие своих языков, культур, национальных характеров и традиций. Это был потенциально сильный Союз в сочетании его экономических, интеллектуальных, людских и территориальных ресурсов. В нём было всё, чтобы стать процветающей мировой державой с уникальными возможностями на земле и в её недрах, в мировом океане и в космосе. Многие из нас помнят, как рушился Союз Советских Социалистических Республик, в то время как последовавший за этим опыт существования бывших союзных республик в качестве независимых государств далеко не всем сегодня кажется однозначным. Я верю в возвращение утраченного единства».
26 ИЮНЯ 1990 года в Георгиевском зале Кремля состоялся приём в честь выпускников военных академий. А на следующий день генерал-майор Анатолий Куликов услышал добродушно-строгие, приказные слова командующего внутренними войсками генерал-полковника Юрия Васильевича Шаталина: «Ты два года отдыхал в Академии Генштаба. Теперь — вперёд!»
Обедали уже в Нахичевани, азербайджанской автономии-анклаве, на стыке границ СССР, Турции и Ирана.
Нагорный Карабах, Баку, Ереван, Абхазия, Южная Осетия, Грузия — адреса командировок новоиспечённого начальника Управления ВВ МВД СССР по Северному Кавказу и Закавказью.
4 декабря 1991 года вышел номер «Литературной газеты» с интервью Президента СССР М.С.Горбачёва. Мысль, что на нынешнем поворотном этапе до большой крови ещё не дошло, по-настоящему рассердила генерала Куликова. Как это так?! Каждый месяц кровавая распря в Нагорном Карабахе уносит жизни нескольких десятков человек, участников конфликта. И это не только боевики из незаконных вооружённых формирований. Гибнут мирные жители и военнослужащие! В книге «Тяжёлые звёзды» автор поместил фотографии наших сослуживцев, погибших в те дни в Закавказье. Больно кольнуло в сердце: о каждом из них писал сразу после гибели и много раз позже — капитан А.Липатов, лейтенант О.Бабак, генерал-майор Н.Жинкин, полковник В.Блахотин (двое последних были заместителями генерала Куликова).
Распался Союз, Закавказье ушло «брать суверенитета, сколько сможет». А высоколобые мудрецы зачем-то упразднили Управление внутренних войск по Северному Кавказу и Закавказью. Закавказье, понятно, отпало (оставаясь, между прочим, плацдармом для подготовки боевиков-террористов), но российский-то Северный Кавказ оставался и уже начинал тлеть!
Осетино-ингушская граница осенью 92-го оказалась очередной горячей точкой для внутренних войск МВД России. Генерал-майор Анатолий Куликов стал к тому времени начальником управления оперативных и специальных моторизованных частей Главного управления командующего ВВ МВД России. Теперь мы встретились с ним во Владикавказе, где в здании его родного военного училища располагалась войсковая оперативная группа. Тарское, Дачное, Верхний Ларе, Чми, Комгарон — сколько лет минуло, а названия этих сёл засели в памяти крепко. Та командировка помнится мне ещё и потому, что получил я тогда свои полковничьи звёзды. Генерал Куликов поздравил первым. Я, пользуясь расположением Анатолия Сергеевича, забросил удочку насчёт интервью. Генерал согласился: «Давай завтра, как объеду части. Только времени у меня мало — поговорим коротенько». Ладно, думаю: если не по журнальным меркам беседа выйдет, то в газету «Ситуация» оперативно поставим.
Судьба же того интервью оказалась более интересной. Из командировки я привёз, кроме беседы с генералом Куликовым, ещё и развёрнутую корреспонденцию (помню, на две большие колонки) для газеты «Труд» о работе временной администрации района ЧП, которую возглавлял вице-премьер Сергей Шахрай. Кстати, в нашей с ним беседе, Сергей Михайлович и о Куликове отозвался не просто доброжелательно, но с неподдельным уважением и благодарностью за действия войсковой группировки. «Крепкий, толковый генерал, — сказал вице-премьер о Куликове. -Здесь нужны именно такие: прекрасно знающие обстановку и умеющие грамотно распорядиться имеющимися силами и средствами».
Та корреспонденция вышла в «Труде», интервью же с генералом Куликовым расшифровал и распечатал, когда вдруг пришла весть о назначении Анатолия Сергеевича командующим внутренними войсками МВД России вместо генерал-полковника В.Н.Саввина. И тут ещё один неожиданный звонок — от коллег из «Красной звезды»: как встретиться с новым командующим ВВ для небольшого хотя бы, но срочного интервью? «Да вот оно, интервью с Куликовым, — говорю «краснозвёздовцам», — лежит передо мной, распечатанное и вычитанное главным редактором полковником Лукиенко, только-только с Кавказа привёз». — «Так давай нам — завтра выйдет». — «Надо согласовать с генералом».
Анатолий Сергеевич, помню, внёс какую-то небольшую правку и дал добро на опубликование в центральной газете Минобороны.
В ЯНВАРЕ 1993-го уже в Москве договорился о большом интервью с командующим для нашего войскового журнала «На боевом посту». Анатолий Сергеевич предложил: «Давай в воскресенье встретимся — всё-таки поспокойнее будет, поменьше звонков. Не возражаешь?»
В тот раз говорили изрядно — часа два, если не больше. Анатолий Сергеевич был полон планов по реформированию войск, обстановка на Северном Кавказе да и в целом в стране оставалась сложной. Надо было отказаться от выполнения конвойных задач в пользу формирования частей оперативного назначения, спецназа, разведки. Предстояла тяжёлая работа.
Драматические события в Москве осенью 93-го, ввод войск в Чечню, вынужденные «замирения» с бандитами, кремлёвские интриги — много чего выпало на долю генерала Куликова. Обо всём он пишет откровенно и довольно подробно. У него были не только противники явные, которых он и его войска должны были уничтожать. Были лукавые недруги, амбициозные завистники, тайные и явные злопыхатели. Впрочем, здравомыслящие люди из авторитетных военных, политиков, знавшие Анатолия Сергеевича поближе, видевшие его работу воочию, очень высокого о нём мнения.
Генерал Геннадий Трошев в книге мемуаров «Моя война» посвящает Анатолию Куликову несколько страниц, даёт свои штрихи к портрету и пишет откровенно: «По-офицерски прямолинейный, он не умел хитрить и ловчить в извилистых коридорах власти. Быстро нажил себе врагов. Боевые генералы, знавшие его по Чечне, искренне переживали, что его подставят где-нибудь, вынудят уйти в отставку. В конце концов так и случилось, но Анатолий Сергеевич успел сделать для государства немало доброго.
Впрочем, уже одно только присутствие в правительстве таких людей оказывает благотворное влияние на ход событий… Я познакомился с Куликовым в феврале 1995 года. Невысокого роста, крепыш, со скупыми жестами, он оставлял ощущение основательности. Его фигура, речь, поступки — всё было каким-то капитальным, несуетным, выверенным. Его взгляд сквозь очки, казалось, проникал в самые глубины души человека. Трудно, наверное, приходилось тому, кто хотел утаить от него дурные намерения.
В отличие от многих генералов, он пренебрёг личной карьерой во имя спасения солдатских жизней и победы над неприятелем. И что немаловажно: показал российскому народу, что есть люди в генеральских мундирах, которых невозможно запятнать даже в мутной и грязной воде военно-политических игрищ».
Генерал Трошев подробно рассказал о том, как однажды, в отличие от начальника Генштаба и даже председателя правительства, Куликов не побоялся взять на себя ответственность и вопреки несвоевременному, ошибочному (а по большому счёту, и преступному) приказу о прекращении огня по бандформированиям в районе Шатоя дал команду поднять авиацию и направить огонь артиллерии, чтобы выручить, спасти от гибели действовавшие там армейские подразделения. Брать ответственность на себя он никогда не боялся, если речь шла о государственных интересах, о спасении человеческих жизней.
БУДУЧИ депутатом Государственной думы, он вплотную занимался вопросами борьбы с терроризмом. Именно он выдвинул идею создания Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (ВААФ). Эту идею поддержали тогда 40 государств.
И ныне, когда газетные заголовки типа «Терроризм — угроза миру» стали вполне расхожими, генерал Анатолий Куликов остаётся одним из самых искушённых, опытных специалистов, не понаслышке знающих проблемы борьбы с этим мировым злом.
Готовя эти заметки, перебирая свой домашний архив, нашёл «Литературную газету» 2004 года. Большое, предметное интервью А.Куликова озаглавлено было категорично, недвусмысленно — «Терроризм: на войне как на войне». На вопрос о личном отношении генерала к жёстким мерам против террористов тогда последовал прямой, выверенный за годы службы ответ: «Я за жёсткость. Это зло надо душить в зародыше, без всяких попыток оправдания и понимания. Это раньше в политических словарях понятие «террорист» нередко имело положительный оттенок: вожди революций и разнокалиберных движений гордились, когда их за решительность и пламенную веру в высокую справедливость именовали террористами. Ещё недавно (напомню, разговор идёт в 2004 году. — Б.К.) в материалах ООН небезызвестный Хаттаб именовался революционером-профессионалом. Но всё отчётливее приходит понимание: подобная «диалектика» — это игра с огнём. Терроризм не может быть оправданием борьбы человека, нации, конфессии за свои права. Все средства возможны, кроме этого!»
Вдумчивый аналитик-стратег, А. Куликов цитирует и американскую книгу «Терроризм — 2000: будущее лицо террориста», где говорится о том, что «завтрашние террористы будут вдохновляться не политической идеологией, а яростной этнической и религиозной ненавистью».
Когда Анатолия Сергеевича спросили, оптимист он или пессимист относительно прогнозов третьей мировой войны, то есть войны с международным терроризмом, наш генерал в свойственной ему выверенной манере ответил: «Я реалист. Знаю прежде всего, что эта война захватит не одно поколение. В обозримом будущем перечисленные проблемы, если их не решать, станут ещё острее и соответственно круче вал терроризма».
ВТОРОЕ издание книги А. Куликова «Тяжёлые звёзды» было подписано в печать 24 февраля 2016 года, буквально за считанные дни до принятия решения о создании Федеральной службы войск национальной гвардии, но в главе «Превентивные удары» (какое промыслительное название!) — автор не обошёл вниманием нынешнего главкома: «Чрезвычайно значимой в обеспечении внутренней безопасности нашего государства, в борьбе с терроризмом остаётся роль внутренних войск МВД России. Считаю, что генерал армии Виктор Васильевич Золотов, назначенный на должность главкома в 2014 году, проявил себя как деятельный военачальник и продолжает наращивать боевую готовность и мобильность внутренних войск».
Книга «Тяжёлые звёзды», которую мы сегодня представляем в связи с юбилеем её автора, — это во многом новая книга в сравнении с первым её изданием. Генерал армии Анатолий Сергеевич Куликов, обращаясь в предисловии к читателям, говорит: «книга сегодняшнего дня, которым я готов поделиться с каждым из вас без остатка». За тридцать лет знакомства с Анатолием Сергеевичем приходилось читать и слышать мнения о нём десятков людей самого разного ранга и рода деятельности — военных, депутатов, журналистов. Естественно прислушиваться к голосам людей, которых сам уважаешь, суждениям которых вполне доверяешь. Вот слова известного шахматиста и авторитетного общественного деятеля, моего знаменитого однофамильца и тёзки Куликова — Анатолия Карпова. Как-то по случаю выписал в блокнот, пополняя своё «куликовское досье»: «Мне крайне симпатичны человеческие качества Куликова — его порядочность, точность, внимание к людям и некое внутреннее достоинство, которое всегда отличает качественного человека».
Теперь подумал — такую оценку можно поставить и в заголовок этих заметок.
ЖУРНАЛ «НА БОЕВОМ ПОСТУ» № 9 (2016).