Памяти  генерал-полковника  авиации Решетникова  Василия  Васильевича.

20 марта 2023 г. на 104-м году жизни скончался легендарный  Заслуженный военный лётчик Герой Советского Союза,  экс-заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР,  генерал-полковник авиации Решетников Василий  Васильевич.

Летал  и жил с заботой о стране

Этот рассказ об удивительном человеке – «Герое нашего времени», Герое Советского Союза, легендарном командующем Дальней авиации (ДА), заслуженном военном летчике СССР, генерал-полковнике авиации Решетникове Василии Васильевиче. Ушел из жизни один из славных советских соколов, участник Великой Отечественной войны, учитель и наставник сотен высококлассных пилотов и десятков авиационных командиров, на десятилетия вперед определивший судьбу ДА страны.

генерал-полковник авиации Решетников Василий  Васильевич
генерал-полковник авиации Решетников Василий  Васильевич

Прошел год, но горечь утраты остается, она даже усилилась на крутых поворотах военной истории. Для  ветеранов Дальней авиации, да и большинства молодых дальников – это большая, невосполнимая потеря.        В Дальней авиации не было более авторитетного и уважаемого человека, чем Василий Васильевич Решетников. Он являлся кумиром молодых летчиков, непререкаемым авторитетом для зрелых и опытных пилотов, для командиров всех степеней. Его искренне любили, уважали, им гордились и стремились быть на него похожим. Вся его жизнь – это настоящий человеческий подвиг, пример достойного, беззаветного служения своему народу и Отечеству.

Родился В.В. Решетников 23 декабря 1919 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье потомственных художников. Его прадед – мастер живописи, дед – иконописец, отец – художник, дядя – академик Федор Решетников – автор знаменитых полотен «Прибыл на каникулы», «Опять двойка». В этом ряду судьба Василия Васильевича стоит особняком.

Он не планировал связать свою жизнь с армией, с авиацией. «У меня были совсем другие устремления – вспоминал Василий Васильевич. — Учился на рабфаке, был комсомольцем. Но в 1936 году нас пригласили на медицинскую комиссию, поскольку шел набор в авиацию. Был даже такой призыв: — «Комсомольцы – на самолет». Мои товарищи «сыпались» один за другим, а я прошел комиссию без поражений: здоров, годен! И вот тогда я загорелся авиацией, был зачислен курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков.»

Так, неожиданно для родных, начался его полувековой путь в авиации, которая стала самой крепкой и вечной любовью Василия Васильевича. Выросший и воспитанный в творческой, интеллигентной семье, Василий с юношеских лет впитал семейные традиции. Он был трудолюбив, настойчив, не по годам ответственен, творчески подходил к учебе. С огромным уважением, почти с религиозным чувством преклонения и веры относился к своим летным учителям – инструкторам. Все это помогло ему основательно освоить профессию пилота, а в последующем стать первоклассным боевым летчиком.

В годы Великой Отечественной войны летчик Решетников совершил 307 боевых вылетов на дальнем бомбардировщике Ил-4, нанося бомбовые удары по аэродромам, портам,  органам управления, скоплениям войск и техники противника, его административно-политическим и промышленным центрам, в том числе по Берлину. Дважды его самолет сбивали, но он чудом спасался, возвращался в родной полк и продолжал крушить врага.

Война стала для Василия Васильевича, как и для всего советского народа, серьезным испытанием. «Я рад, — говорит он, — что не отсиделся дома, а был там, где должен был быть, к чему  себя готовил. И никак по-другому».

27 июня 1943 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитан Решетников В.В. был удостоен звания Героя Советского Союза. В то время, герою было всего 23 года.

капитан Решетников В.В.

А в 26, это уже после войны, он становится командиром родного 19-го гвардейского Краснознаменного, Рославльско — Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка. За восемь лет командования полком В.В. Решетников приобрел не только богатейший опыт организации летной работы в мирное время, руководства многочисленным воинским коллективом, но и научился решать многие житейские вопросы. «Для меня, — вспоминал Решетников, — послевоенное время было гораздо тяжелее, мучительнее. На войне все понятно. Взлетел, выполнил боевое задание, вернулся, пошел в столовую, дали сто грамм, пошел спать и никаких забот. А после войны мне 26 лет, я командую дальнебомбардировочным полком. Гарнизон после войны разбит, и целый полк на руках. Не только летчики, штурманы, стрелки и радисты – семьи с детьми. Их в сад, в школу нужно отправлять. Они есть хотят, а в военторге пустые полки. Я командир полка и за все отвечаю, за административную часть тоже. Это было очень тяжело».

Затем была учеба в академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР им  К.Е. Ворошилова, командование авиадивизией, корпусом и Дальней авиацией. На завершающем этапе воинской службы генерал-полковник авиации Решетников В.В. был в течении 6-ти лет заместителем Главнокомандующего ВВС. И все эти годы он продолжал летать, осваивал современную авиационную технику, приемы и способы  её боевого применения, учил летному делу молодежь.  Весной 1959 года вместе с генералом Тарановым В.Т. поставил мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой – 17150 километров, проведя за штурвалом стратегического бомбардировщика Ту-95 — 21 час 15 минут. Прежний рекорд американских летчиков был превзойден на 2700 километров.

Особенно значителен вклад Решетникова В.В. в оснащение Дальней авиации современными типами дальних и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М и Ту-160 и довооружение их современными высокоточными средствами поражения большой дальности. Он лично, будучи Председателем Государственной комиссии, участвовал в процессах конструкторской разработки, создания и испытания этих машин, принятии их на вооружение, благодаря чему Дальняя авиация получила замечательные боевые авиационные комплексы, которые и сегодня составляют основу её авиационного парка.

Одиннадцать лет Василий Васильевич командовал Дальней авиацией. За это время  она обрела невиданную мощь. Её экипажи были подготовлены к выполнению самых сложных видов полетов в различных широтах, над акваториями морей и океанов, осуществляли все виды разведки, в том числе авианосных многоцелевых групп. Именно в этот период на вооружение были приняты мощные крылатые ракеты, способные применяться как в обычном, так и в ядерном варианте. То, что сделал Решетников В.В. для Дальней авиации, будучи её командующим, трудно переоценить. Но он также продолжал дело повышения её боевой мощи и боеспособности на посту заместителя Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами, на котором он трудился вплоть до увольнения с военной службы.

Решентников В.В.

Но и после завершения военной службы его не оставляли думы и чаяния о крепости и благополучии Дальней авиации, её личного состава. Он продолжал бывать в гарнизонах Дальней авиации, помогал командирам словом и делом, глубоко вникал в имеющиеся проблемы и способствовал их решению. 

Более 30 лет Василий Васильевич трудился в Совете ветеранов Дальней авиации, 10 лет он возглавлял его работу и до последнего вздоха являлся  Почетным Председателем ветеранской организации «Дальники». Благодаря его усилиям и личному примеру значительно активизировалась военно-историческая и патриотическая работа с молодежью.

Он лично проводил глубокие исследования боевого пути Дальней авиации, выступал на эти темы перед личным составом частей, учащимися подшефных школ. Его творческие способности нашли воплощение в писательском труде. Им написаны и уже неоднократно изданы замечательные книги «Что было, то было!», «Обреченные на подвиг. Избранники времени.», «Федор Решетников. Художник и полярник».

Василий Васильевич обладал феноменальной памятью. В свои 103 года, он мог в деталях рассказать о событиях давно минувших дней, при этом называл десятки и сотни имен людей, участвовавших в этих событиях.

Заочно я давно был знаком с Василием Васильевичем, но близко мне удалось познакомиться с ним, когда я был назначен на должность командующего ДА осенью 1997 года. Тогда мы еще не знали об истоках происхождения Дальней авиации России и вели интересную научную работу по поиску ее начал. Понимая суть нашего замысла, Решетников сразу поддержал нашу работу и говорил мне, что и сам не раз задумывался над историей создания ДА России. Считал, что она началась задолго до 5 марта 1942 года, когда все отмечали День рождения «Авиации Дальнего действия». И когда мы доказали, что началом ДА России стало 23 декабря 1914 года, когда Решение Военного Совета Русской армии по созданию «Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» было высочайше утверждено личной подписью Государя Императора России. Решетников был доволен. Это с его подачи состоялся приказ ГК ВВС «О создании ДА ВВС России». Его только и смущало, что день создания ДА совпадает с Днем его рождения.

Зимой 1997 года он пригласил меня как молодого командующего ДА на традиционный товарищеский ужин. Жена Василия Васильевича Наталья Антоновна наготовила целый стол различных блюд и ушла к подругам. На ужин в качестве гостей были приглашены близкие Василию Васильевичу руководители ДА страны, участники Великой Отечественной войны – его сослуживцы, известные художники, поэты. Там-то я и познакомился близко с Феликсом Ивановичем Чуевым – авиационным поэтом, кумиром молодых летчиков ВВС. Он и раньше бывал в нашем авиационном полку в гарнизоне Барановичи. На вечере я услышал яростные споры между Феликсом Ивановичем и Василием Васильевичем о будущем России и ее вооруженных сил. Феликс Иванович был сторонником КПРФ и недавно получил звание Героя социалистического труда, а Василий Васильевич не принадлежал ни к одной партии, но придерживался самых передовых взглядов. Было много сторонников той и другой стороны. Но всегда находились те, кто разнимал спорящих, и, помирившись, они следовали в столовую. Там-то я и узнал, что благодаря прекрасной памяти Василий Васильевич знал и помнил множество стихов, песен и романсов, в том числе собственного сочинения. А как задушевно он пел под собственный аккомпанемент на гитаре.

Еще об одной традиции ДА мне хотелось бы рассказать. Впервые в ВВС мы стали присваивать имена городов и великих людей, сыгравших особую роль в жизни и развитии ДА, стоящим на вооружении ракетоносцам-бомбардировщикам. И хотя эта идея не нова, так как первые Воздушные Корабли «Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» имели собственные имена «Русский витязь», «Илья Муромец», так и мы продолжили эту традицию, посоветовавшись с Василием Васильевичем. Он одобрил эту идею и даже подсказал, что первым Ту-95МС стал «Смоленск», а Ту-160 «Илья Муромец». Но единственным стратегическим ракетоносцем Ту-160, имя которому было присвоено еще при жизни, был «Василий Решетников», за что я имел от него много неприятностей.

Удивительный человек. Героический боевой летчик, крупный военачальник, при этом высококультурный, удивительно скромный и уважительный. Он никогда не кичился своими высокими званиями и чинами. Всегда и для всех был открыт, прост, доступен. Он  не говорил о своих заслугах, хотя их у него было великое множество. Он очень ценил и уважал людей, с которыми ему довелось служить, работать и заниматься ветеранскими делами. И все, кто знал генерал-полковника авиации Решетникова В.В., отвечали ему тем же.

20 марта, в день, когда завершил свой земной путь славный летчик, легендарный командир и замечательный человек Василий Васильевич Решетников, его вспомнят добрыми словами во всех гарнизонах Дальней авиации. Его вспомнят молодые летчики и старшее поколение авиаторов, его вспомнят ветераны Дальней авиации, его ученики и последователи. И эта добрая память будет жить, и передаваться из поколения в поколение, ибо память о славных сынах Отечества должна жить вечно.

М.М. Опарин, член Общественного Совета при МО РФ,

председатель Совета РООВА «Дальники»,

 Заслуженный военный летчик Российской Федерации,

генерал-лейтенант, кандидат военных наук.