Хочу предложить свое — отставного вице-премьера и министра, но человека неравнодушного — видение выхода страны на стабильный уровень развития в условиях последовательно вводимых санкций Западом (сначала США и следом — Европой).
Указанные санкции всегда оговариваются какими-то условиями: от совершенно невыполнимых (вернуть Крым), экономически пагубных («Северный поток-2») до абсурдных (вывести войска из Донбасса). Эти условия говорят о том, что мы, Россия, объявив с 2007 года всему миру о своих национальных интересах, теперь будем под санкциями всегда.
Хочу сразу оговориться, что разделяю точку зрения тех экспертов, которые утверждают, что «генератор помех» (инициатор санкций) не Вашингтон (Трамп, Конгресс, Сенат, «Госдеп», «демократы»), а Нью-Йорк (финансовые воротила мира, они определяют, кого грабить, какие страны разрушать, где начать уменьшать народонаселение и пр.).
Бизнесмен Трамп все это до инаугурации своей представлял плохо. Победив Х.Клинтон, он не только не победил «Нью-Йорк», сделавший ставку на Хиллари, но стал целью яростных атак «Нью-Йорка». Сегодня вопрос уже стоит об импичменте президента Трампа.
Нам, России соответственно, уже понятно и безразлично, кто будет — Трамп или кто-то другой. Страшная сила «Нью-Йорк» будет делать все, чтобы лишить нас самостоятельности и заставить идти в их «фарватере». Конечная их цель — добить Россию, раздробить ее, лишить статуса ядерной державы.
Уверен, что это сейчас понимают многие у нас в стране и, конечно, политическое руководство. В.В.Путин вывел Россию из-под навязчивой опеки Запада, главным образом США, и поставил ее на свою «национальную» колею движения. 78% населения поддержали его.
Это большинство должно осознать, что дальше в нашей жизни, в нашем существовании будут непростые проблемы. Пока санкции касались только пармезана и томатов с окорочками Буша, мы легко преодолели их с помощью импортозамещения. По ряду сельхозпозиций даже сделали рывок (зерновые, мясо птицы, даже свой пармезан).
Но вот когда санкции касаются сегодня высоких технологий (где мы не в лидерах), банковской системы, инвестиций западных компаний в нашу экономику и других чувствительных сфер, то приходит понимание, что нужна новая экономическая политика страны, нужна новая «концепция», а лучше — «стратегия».
Если это так, то нужно это четко объяснить народу, не лукавить с пенсионной реформой, а честно сказать, что нас ждут непростые времена и, скорее всего, нам придется включить систему самовыживания. Жить дальше и развиваться без такой «стратегии», реагируя только «тактически» на западный напор санкций, уже не получится. Нужна не только каждодневная реакция руководства страны, но и принятие продуктивных мер на перспективу.
Нам придется затягивать пояса. Но затягивать их должны не только простые работники и служащие, но и бизнес: малый и средний — меньше, а крупный — больше. Нельзя допускать фактов, подобных недавним, когда против крупных воротил бизнеса ввели санкции, они вывели активы в офшоры (там хранится большинство капиталов акул российского бизнеса), приняли израильское или какое-то иное гражданство, и точка. Это же оскорбление Отечества. Где наша реакция?
Или: помощник президента А.Белоусов предложил пополнить бюджет страны изъятием полученной в результате двукратного падения рубля сверхприбыли (500 млрд руб. из 700 полученных), что вполне логично в подобной ситуации. Какова реакция правительства? Отрицательная. Так на кого там министры-экономисты работают? На пополнение доходной части бюджета страны? Или на пополнение офшорной части акул российского бизнеса? Надо срочно определиться с кадрами, формирующими экономическую стратегию страны. У всех четко сохранились в памяти слова бывшего министра финансов Кудрина о том, что резервные деньги «жирных годов» лучше держать в малодоходных американских облигациях, чем в «вороватых» российских банках. И что в итоге? Начали изымать из США свои деньги, и «заморозили» более $100 млрд. Спасибо, Алексей Леонидович, за вашу дальновидность. А теперь вы убеждаете нашу страну (на слушаниях в Думе) в целесообразности пенсионной реформы. Мне представляется, что задача Счетной палаты не в этом.
В постсоветской России мы создали институты государства таким образом, что ренту (нефтяную, алюминиевую, металлургическую) стала присваивать элита вместо эффективного использования части этой прибыли на социальную защиту населения. Будь по-другому — не потребовалась бы сейчас нервная работа по пенсионному реформированию.
Обществу совершенно непонятно, почему члены правления самых крупных компаний страны, как частных («Лукойл»), так и государственных («Газпром» и др.), за первое полугодие 2018 года получили миллиардные премии в долларовом исчислении (см. газету «Версия», №32, 2018 г.). При этом производственные показатели этих компаний ухудшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Также непонятны обоснования непомерных зарплат менеджеров этих компаний.
К сожалению, несмотря на постоянное декларирование необходимости создания благоприятных условий малому и среднему бизнесу, чаще на этом пути — сплошная коррупция, непомерные для малого бизнеса налоги и силовой отъем бизнеса в пользу приближенных к власти людей.
Для срочной разработки новой экономической стратегии (НЭС) нужны другие, не скомпрометировавшие себя, экономисты. И они есть.
Мое видение методики разработки НЭС таково:
— дать задание (сформулировать стратегические вопросы) трем-четырем научным школам: МГУ, ВШЭ, Академии народного хозяйства (Плехановка), школа С.Глазьева;
— через 3 месяца собрать ответы на поставленные вопросы;
— наложить их как кальку друг на друга;
— там, где совпадают ответы, там близка истина;
— где не совпадают — нужна дискуссия. Кто убедительнее, тот ближе к истине;
— не позже чем через три-четыре месяца рассмотреть и доложить НЭС президенту.
После утверждения эта «стратегия» должна стать основой для идеологической, политической работы для всего общества. «Идея должна овладеть массами». У президента осталось меньше пяти лет для формирования, если хотите, «новой России».
Параллельно с этим следует решительная, такая же обоснованная объективностью, кадровая работа. Реальная борьба с коррупцией, кумовством: дети-министры и дети-банкиры высших руководителей не вытащат страну. Наследники большинства олигархов и успешных предпринимателей, как и многих чиновников (членов правительства, депутатов и сенаторов), уже давно живут на Западе, получив там образование, и не думают возвращаться в Россию.
Нужна усиленная работа в сфере идеологии, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Необходимо распространение опыта субъектов федерации, показывающих реальное улучшение благосостояния населения (например, Белгородской области).
Пришло время дать команду «смирно!» всем не для установления диктатуры, а для национального объединения и объявления принятого, объективно разработанного решения. Вот тогда президент Путин войдет в историю Петром Первым наших дней — как Великий руководитель Великой России.
Прогноз существования страны после 2024 года для многих очевиден. Мы обязаны укрепить систему управления на перспективу, целью которой должно стать благосостояние большинства населения страны, доходы которого от власти не должны зависеть. Уверен, что такой поиск пути, в условиях включенных санкций, идет. Но это надо открыто объявить обществу. Мы все должны не только ждать результатов, но и участвовать в этом процессе, сопереживать.
И еще одно очень важное обстоятельство: поиск преемника. Если такой поиск будет базироваться на принципе «преданности», а не «профессионализма» и высоких моральных качествах будущего руководителя страны, то здание, построенное Путиным, прочным не станет и долго не простоит.
Президент Путин за оставшееся время — до 2024 года — должен не только закрепить достигнутый успех суверенности страны, но и укрепить каркас всего российского здания так, чтобы оно не разрушилось при любом «землетрясении». Давайте подумаем об этом все вместе — неважно, богатые мы или бедные, — и объединимся во имя нашего великого Отечества.
https://www.mk.ru/politics/2018/09/12/rossiya-posle-2024-goda-nuzhna-novaya-ekonomicheskaya-strategiya.html