Россия – США: партнерство во имя будущего

Осипов Геннадий ВасильевичОсипов Геннадий Васильевич

Выступление доктора философских наук, профессора, академика Российской академии наук, директора Института социально-политических исследований РАН,  президента Российской академии социальных наук Осипова Геннадия Васильевича на конференции 24 октября 2017 г.

 

Дорогие друзья и коллеги!

 Я тронут тем,  что меня пригласили участвовать в этой международной конференции, которая обсуждает проблемы, имеющие судьбоносное значение для человеческой цивилизации.

Хочу поделиться некоторыми личными воспоминаниями, предложениями и результатами практических разработок, которые могут привести к снижению или, может быть, даже устранению тех глобальных конфликтов, которые угрожают человеческой цивилизации.

В последнее время в научном мире господствует  теория  Вернадского о ноосфере, согласно которой включение природы в сферу человеческой деятельности, создание единой социальной системы приведет к решению многих конфликтов, приведет к социальному порядку и социальной организованности.

К сожалению, эта теория не оправдалась, и включение природы в социальную деятельность человека привело к созданию такой социальной реальности, которая не только не решает проблемы, не ведет к социальному порядку, а, наоборот, порождает очень серьезные проблемы и угрозы.

Я не буду останавливаться конкретно на этих угрозах. Вы их знаете. Это угрозы и глобальные, и национальные. Каждая из этих угроз может привести к серьезному мировому силовому конфликту, если можно так выразиться. В условиях растущих противоречий и угроз,  при наличии огромных запасов оружия массового уничтожения, способного уничтожить нашу планету, мы имеем конфликт между Соединенными Штатами Америки и Россией. Причем надо иметь в виду, что Россия и Соединенные Штаты Америки – это единственные в мире самодостаточные государства. У них достаточно  сырьевых  ресурсов, человеческих ресурсов, огромный научный потенциал, то есть, в принципе, они могут существовать и развиваться спокойно.

Но имеется в современном мире целый ряд других государств, которые не могут обеспечить себя в достаточном количестве сырьем, самыми различными ресурсами и шантажируют эти самодостаточные страны. От одной страны требуются ресурсы, деньги, помощь, а с другой страны – политическая защита. Этот конфликт в условиях перехода от индустриальной к электронно-цифровой стадии развития человеческой цивилизации может быть инициирован любой,  даже малой страной и может привести к непредсказуемым последствиям.

В этих условиях установление партнерских отношений между Соединенными Штатами Америки и Россией, несмотря на кажущуюся невозможность этого – это веление времени. Иного пути нет. Иначе наша цивилизация будет погружаться в черную дыру. Это надо четко себе представлять.

Я буду говорить с позиции научной дипломатии. Мы долгое время, в течение 30 лет, все время взаимодействовали с американскими учеными, с американской общественностью по линии общественных и социальных наук.

У нас в Академии социальных наук проводились заседания совместно с американским посольством и обсуждались проблемы нашего сближения, нашего партнерства. И были достигнуты определенные результаты.

Приведу пример. Мы сотрудничали с Конгрессом Соединенных Штатов Америки и с одним из комитетов, который основал конгрессмен Курт Уэлдон, которого мы избрали также членом Российской Академии социальных наук. Совместно с группой американских ученых был разработан очень серьезный проект партнерских отношений с Соединенными Штатами Америки, начиная с аграрной сферы и кончая взаимной обороной.

Курт Уэлдон в статусе академика социальных наук доложил об этом в Конгрессе  Соединенных Штатов Америки. Возражений никаких не было, но, к сожалению, с нашей стороны этот проект был предан забвению.

Сейчас я и ученые ознакомились с этим проектом. Он не потерял своей актуальности. Мы его полностью воспроизвели в том виде, в котором он был в свое время представлен, в формате  США – Россия. Мы его не распространяем до тех пор,  пока не решим некие проблемы, о которых я скажу позже.

Вот был предпринят этот шаг. На встрече с бывшими руководителями Соединенных Штатов Америки, с экс-вице-президентом Соединенных Штатов Америки Куэйлом была разработана программа Центра силовых структур мира, который бы обеспечивал мир на нашей планете, в наших взаимоотношениях. Это тоже было поддержано, но, к сожалению, в это время у нас начались определенные процессы и на первый план выдвинулись наши внутренние проблемы.

Конечно, сейчас распространяется концепция: мы находимся в той ситуации, когда переломить общественное мнение нельзя, особенно в Соединенных Штатах Америки.   Плюс настроение на разжигание конфликта, на изоляцию России.   Принимаются документы на ужесточение санкций и так далее. Но общественное мнение и мнение политиков часто меняется на основе здравого смысла.

Приведу пример. К нам приезжала делегация американских ученых, членом которой был Крибл. Я думаю, это имя вам известно. Это человек, который финансировал холодную войну против Советского Союза. У нас он изменил мнение и уже в Америке он выступал за выход Соединенных Штатов из НАТО.

Конечно, наша дипломатия играет огромную роль: разумная, спокойная, уверенная, с достоинством отвечающая на агрессивные выпады Соединенных Штатов Америки. Но сейчас попытаться залатать все дыры, которые созданы в виде конфликтов, противоречий, – это подобно тому, как залатать акакиевскую шинель заплатами. В конечном итоге, результат тут тоже непредсказуем.

Наши ученые и практические деятели трех организаций (Российская Академия наук, Московский государственные университет и «Российские железные дороги») в течение последних восьми лет разрабатывали проект, идеи которого в некоторой степени заимствованы сейчас «Шелковым путем». Это трансевропейский пояс развития, который соединил бы комплексными транспортными магистралями  (не только железнодорожными, но и автомобильными, водными) Соединенные Штаты Америки, американский континент – от Вашингтона до Лиссабона.

Речь идет о создании пояса развития, который имел бы для нас огромное значение с позиции использования наших возможных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, миграции с запада на восток и так далее. Этот проект мог бы носить международный характер. Причем в этом проекте американцы заинтересованы,  потому что у них уже разработан технический проект о соединении Аляски с Чукоткой на основе определенного тоннеля, который включает как железнодорожный, так и автомобильный транспорт.

И вопрос заключается в следующем. Идет безумная гонка вооружений. То вооружение, о котором мы знаем, в значительной степени не соответствует тому оружию массового уничтожения, которое существует, является секретным и до сих пор не доведено до общественности.

Поэтому сейчас надо учитывать также интересы американского бизнеса. Он заинтересован, конечно, в получении прибыли, в получении сырьевых ресурсов. Огромное число американцев занято в сфере вооружения. И если сейчас, скажем, случается это разоружение, прекращение этой гонки, то будет и массовая безработица в Соединенных Штатах Америки.  Могут быть очень серьезные конфликты.

Следовательно, речь идет о том, чтобы переключить те средства, которые идут на гонку вооружений, на конструктивное решение проблем, создание единой транспортной системы на базе России, которая бы имела выход не только в Европу,  но и на север, поскольку у нас сейчас стоит вопрос об освоении Арктики. Подъездных путей там практически нет, а это необходимо. И впервые будут ответвления также на юг, и Россия могла бы иметь также выход к теплому морю.

Причем мы тоже в какой-то степени учитывали интересы Китая, но китайский путь является небольшой частью этого проекта. В ближайшее время этот проект, наверное, будет рассмотрен на совместном заседании трех организаций, о которых я сказал, с участием представителей Министерства обороны, МИД, ряда бизнес-организаций. И если получит одобрение, то будет представлен на рассмотрение.

Вопрос заключается в том, что нам надо выходить на агрессивные выпады со стороны Соединенных Штатов Америки с конструктивными предложениями такого партнерства, которое будет выгодно и для Соединенных Штатов Америки, и для России.

Что дальше делать? Можно, конечно, продолжать гонку вооружений. Но сколько сейчас ежегодно тратится денег на вооружение! Триллион с лишним долларов. Нужно ли это? Ведь рано или поздно можно будет сказать,  возвращаясь к одному из наших романов: если ружье висит на стене и оно заряжено, со временем оно выстрелит и кого-нибудь убьет.

В условиях очень серьезных конфликтов, связанных с переходом к новому витку нашей цивилизации, к электронно-цифровой стадии в ее развитии, и в условиях огромных запасов ядерного оружия нам нужны конструктивные меры. В первую очередь, это, конечно, партнерские отношения с Соединенными Штатами Америки.

Существует такое мнение, что ничего не поделаешь с ястребами в американском конгрессе. У нас тоже немало ястребов, которые не понимают сложившуюся в мире ситуацию и которых борьба, конфронтация и деньги за статьи, разжигающие конфликты, удовлетворяет. Но речь сейчас идет о том, чтобы перейти к новому мировому порядку. Вопрос о новом мировом порядке, я должен сказать, опять был инициирован совместными разработками американских и российских ученых.

Я абсолютно уверен в том, что нужна только конструктивная работа. Никакие силовые методы, никакие угрозы не способны решить сейчас сложившуюся ситуацию в мире.

Сейчас мир вступил в процесс нелинейного развития. И раньше было нелинейное развитие. Нет никаких объективных, от бога данных экономических и социальных закономерностей. Все эти закономерности создаются на основе той социальной реальности как геополитической, так и национальной, которая создается нашими усилиями, человеком.

У нас сейчас еще принята старая марксистская традиция: откроем закон – и все будет в порядке. Откроем закон о закономерности и будем использовать. Но закономерность эта создается нами на основе данных социальной реальности.

Если отвлечься от этих вопросов, я могу точно назвать цифры, сколько будет ограблений в следующем году, сколько будет самоубийств в следующем году, сколько денег будет похищено из государственной казны. Что, это бог определил? Это не бог. Это наша деятельность, наши законы, потому что сейчас методом проб и ошибок, на основе которого мы продолжаем работать, без учета, без четкого обоснования тех последствий, которые являются результатом реализации наших решений, мы усиливаем конфликты в сложившейся социальной реальности.

Я думаю, сейчас только объединенные усилия ученых, военного комплекса, дипломатического комплекса, бизнес-комплекса  могут решить эту проблему. И вот наша Академия наук совместно с Московским государственным университетом, РЖД и другими, в том числе Клубом военачальников, будет стараться решить проблемы.

И я абсолютно уверен, что партнерские отношения с Соединенными Штатами будут восстановлены, и этот процесс, я думаю, при наших конструктивных инициативах может начаться в ближайшее время.