Бесчеловечно всю ответственность за такую страну, как Россия, возлагать на одного. На галере все должны грести.
Широко известно высказывание о задачах хозяйственников, прозвучавшее на I Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Максимум в десять лет мы должны пробежать то расстояние, на которое отстали от передовых стран капитализма. Для этого есть у нас все «объективные» возможности. Не хватает только умения использовать по-настоящему эти возможности. А это зависит от нас. Только от нас! Пора нам научиться использовать эти возможности. Пора покончить с гнилой установкой невмешательства в производство».
Без болтовни и демагогии в двух предложениях охарактеризована обстановка в стране и вокруг нее, объяснено, чем это грозит государству, и сформулирована задача: пройти отставание в 10 лет.
Чем отличается обстановка в стране 1931 года от нынешней? Не хочу ни с кем спорить, особенно с людьми, которые ни за что не отвечают и не несут никакой ответственности ни за оборону, ни за экономику. Ничем.
Положение дел в стране в сфере обороноспособности и результаты работы ОПК, состояние армии и флота, особенно Стратегических ядерных сил, заслуживают уважения и признания гражданами страны. Есть вопросы к готовности вести войну обычными средствами, тем более что противник – очередная «сборная» Европы, как было в 1812 году и во Вторую мировую, и она развернется на нашей территории. Ввиду того, что мы не собираемся ни на кого нападать, это, естественно, будет Отечественная война. Но и наша готовность к ведению обычной войны заметно повышается, и никакая агрессия не пройдет безнаказанно.
Враг активно прорабатывает различные сценарии войны обычными средствами. Опираясь на преимущество и экономический потенциал США и стран НАТО, политтехнологи просчитывают и невоенные варианты. Необходимо помнить, что мы, имея СЯС и хорошо подготовленную армию плюс четыре группы войск в Европе, проиграли холодную войну. Сегодняшняя война – это не только боевые действия, но и целый комплекс составляющих, в первую очередь экономический потенциал государства.
Вопросы обороны в целом решаются гораздо эффективнее. Разработаны и выполняются планы и программы оснащения армии и флота современными техникой и вооружением. У народа есть уверенность, что созданная система дает необходимый результат. Это признают даже наши враги.
Вопросы обороноспособности государства, безусловно, главные и определяющие для его существования и создания условий экономического роста. Необходимо время, которого не хватает и не будет хватать, если вопросы национального хозяйства решать так, как сейчас.
В связи с непредсказуемой международной обстановкой никто не может сказать, сколько нам дано для решения экономических задач. На первый план выходят именно они, как в советское время вопросы индустриализации. Мы должны подняться в экономике на уровень высокоразвитых стран, это условие существования государства в недалеком будущем.
Сталин говорил максимум о десятилетии, за которое Советский Союз обязан был преодолеть отсталость. Нынешняя обстановка аналогична той, даже сложнее при наличии современного вооружения и научно-технического потенциала противника. Поэтому если мы не решим проблему за ближайшие шесть – десять лет, не решим ее никогда – не позволят.
В свое время Сталин определил главную задачу в развитии экономики и особенно промышленности: «Существо индустриализации состоит в развитии тяжелой индустрии, прежде всего ее сердцевины – машиностроения, ибо только создание тяжелой индустрии и собственного машиностроения обеспечивает материальную базу и ставит страну в независимое положение».
Безусловно, реперные точки развития определят специалисты и президент, но даже рыночная экономика не должна смахивать на анархию. Есть вопросы, за которые отвечает государство. Они должны быть в приоритете.
«Сталин силой втянул страну в индустриализацию, чтобы она не отстала и не погибла». Необходимо так же – силой вовлечь современных нэпманов в решение вопросов серьезной экономики. Эффективные менеджеры с принципом Остапа Бендера «Я бы взял частями, но мне нужно сразу» неспособны мыслить стратегически. Они не станут вкладывать средства в строительство заводов и фабрик, в длительные фундаментальные исследования, без которых страна превращается в сырьевой придаток. Основные фонды, созданные в постсоветской России, можно пересчитать по пальцам. Отечественный бизнес жаждет мгновенной выгоды: ночь кормить – к утру зарезать.
В очередной раз на карту поставлена судьба страны. В истории России были времена сложнее, тяжелее в экономическом плане. Но решение находили.
При Петре I. Страна разорена 30-летней войной с Речью Посполитой, денег нет. Выходит указ Петр I от 1701 года о переплавке церковных колоколов на пушки. Исследователи объясняют это решение суровой военной необходимостью. Но историческое предание не рассматривает снятие колоколов как богопротивное дело, поскольку пушки, как говорили современники, донесут славу русских святых до самого Стокгольма. Церковные власти, будучи патриотами, выполняли царский указ с усердием и сами везли медь в Москву, за сотни верст, входя в транспортные траты.
Начало 30-х. Индустриализация СССР. Денег в разоренной стране нет, она окружена врагами, газом и нефтью тогда не пахло. За поставки оборудования и станков США требовали расчет зерном. Но без индустриализации не выжить, и как при Петре I, наши отцы жертвуют всем, чтобы потом «донести славу русских святых» до Берлина.
Интересно высказывание Сталина по поводу храма Христа Спасителя: «Очень нужно было золото для индустриализации. Если бы не это, никогда бы не взял грех на душу». Сталин сожалел, что не воспрепятствовал разрушению. Кстати, постановление о сносе храма подписали председатель Совнаркома СССР Молотов, секретари Московской партийной организации Каганович и Хрущев.
Речь не о том, чтобы идти таким путем. Президенту не надо брать грех на душу. Грех – не заставить поделиться некоторых стремительно разбогатевших и захвативших то, что создано трудом миллионов советских людей. Способов много, начиная с элементарного – пропорционального сбора налогов.
Структуры, отвечающие за борьбу с коррупцией, любят повторять: «Вор должен сидеть в тюрьме». Но лозунг не работает. Вор сидит не там, где должен. Вместо борьбы со злом – популизм и в какой-то степени шоу. Кстати, многие лозунги большевиков, советской власти – пусть не всегда на сто процентов – претворялись в жизнь и народ верил.
В 1701 году священнослужители поняли проблему, потому что были патриотами. По ком звонят их колокола? Когда стране тяжело, ее трудности должны разделять все. Кто не понимает – его проблемы.
Врезался в память рассказ Артема Сергеева, сына известного большевика. Усыновленный Сталиным после гибели отца и воспитанный вместе с Яковом и Василием, он вспоминал: «Однажды отец (Артем называл Сталина именно так) собрал Якова, Василия, меня и сказал: «Ребята, скоро война, и вы должны стать военными!». Мы с Яковом стали артиллеристами, Василий – летчиком. Все пошли на фронт с первого дня. Сталин позвонил, чтобы взяли нас немедленно. Это была единственная от него привилегия как от отца».
В период моей работы в штаб-квартире НАТО (SHAPE) по подготовке и проведению миротворческой операции в Боснии и Герцеговине один генерал приватно сказал: «Нашей страной несложно управлять, многие смогут. А вот Россией я не представляю, как можно успешно руководить».
Бесчеловечно всю ответственность за такую страну, как Россия, возлагать на одного. На галере все должны грести. Сочувствия мало. Некоторым надо не только красоваться на должности, но и эффективно работать. Многим надо руководить не вообще, а конкретно и с полной ответственностью. Как говорил Сталин: «Руководство «вообще» есть пустая болтовня, ибо она не содержит никакого руководства. Теперь руководство требуется конкретное, предметное».
Но много зависит от того, кто подбирает гребцов. Хиленькие на галеру попадать не должны. Иначе надорвутся те, которые вынуждены грести на пределе. Биологический ресурс человека небезграничен, а ответственного руководителя тем более. Беречь себя тоже надо, за счет этого растянуть ресурс как можно дольше, особенно если от этого зависит существование всей страны.
По итогам выборной кампании желающих порулить Россией много. И далеко не все они с рязанской физиономией, есть с прозападной и даже проамериканской. Экономика не всегда должна быть экономной, либеральной, безответственной и заболтанной руководящим принципом «вообще». Нельзя в угоду чьим-то амбициям рисковать страной. Но в очередной раз вся надежда только на первое лицо. К сожалению, это российская практика.