Скобелев о защите России от угроз будущего

«Обострение внешних и внутренних вызовов России. Необходимые меры по их нейтрализации»«Обострение внешних и внутренних вызовов России. Необходимые меры по их нейтрализации»

Уважаемые члены Клуба военачальников,  уважаемые посетители нашего сайта!

Сегодня мы завершаем публикацию материалов  военно-научной конференции «Обострение внешних и внутренних вызовов России. Необходимые меры по их нейтрализации», состоявшейся  27 мая 2021 года в Музее Победы на Поклонной горе.

Вашему вниманию предлагается текст  кандидата юридических наук КОРЕНЬ В.Л.,  преподавателя Военного университета МО РФ, с изложением своих точек зрения на проблемы, обсуждаемые в ходе конференции.

КОРЕНЬ Валерий Лукич

кандидат юридических наук, доцент,

преподаватель кафедры философии и религиоведения

Военного университета МО РФ

Скобелев о защите России от   угроз будущего

Начну свое выступление словами Епископа Дмитровского Амвросия, произнесенные им при погребении Михаила  Дмитриевича Скобелева: «Предоставим времени раскрыть события жизни, особенности талантов, тайны военных успехов, черты личной доблести и характера, убеждения, думы и помыслы этого замечательного русского человека, так рано похищенного смертно»[1].

Проводимая конференция это один из тех этапов к понятию «тайны, как отмечал Епископ Амвросий, той редкой любви народной, которая в такие молодые годы жизни успел приобрести…»[2] Герой Скобелев, полководец, Суворову равный[3].

Непобедимый герой, с истинной мудростью гения – воина и пророка, предвидел угрозу России с Запада и с Юга-Востока.

Особенно М. Д. Скобелев чувствовал опасность для России с Запада. Он предсказал войну с немцами. По мнению М. Д. Скобелева, войну немцы с русскими начнут из-за австрийцев! Это будет война русских не только с немцами и австрийцами, это будет европейская война. Разве не являются актуальными для нашего времени слова М. Д. Скобелева: «Для того, чтобы было европейцам хорошо, они никого не пожалеют. Россию он ненавидят, потому что боятся, да и мешает она им много»[4].

Сегодня мы видим, как против России ополчились страны Западной Европы во главе с США. Сильная Россия с ее сильным лидером, вызывает у них страх и недоброжелательство.

М. Д. Скобелев считал, что угроза России исходит не только извне, ей приходится вести борьбу с чужеземным влиянием и внутри своей страны. «Даже у нас в России мы позволяем немцам безнаказанно делать все что угодно. Даем им во всем привилегии, а потом сами же кричим, что немцы все забрали в руки»[5].

Так было в России в 90-е годы XX в., когда засилье иностранного капитала не способствовало проведению в стране реформ, а только ухудшало положение ее граждан.

По мнению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, «…современное положение России во многом является результатом воплощения в жизнь именно западнических идей»[6].

Еще одной из внутренних угроз для России, по мнению М. Д. Скобелева, являлось различие в интересах между интеллигенцией и русским народом. «Всякий раз, как отмечает М. Д. Скобелев, когда Державный Хозяин русской земли обращался к своему народу, народ оказывался на высоте своего призвания и исторических потребностей минуты; с интеллигенцией же не всегда бывало то же. Полагаю, что это явление вполне объяснимо: космополитический европеизм не есть источник силы и может быть лишь признаком слабости. Силы не может быть вне народа, и сама интеллигенция есть сила только в неразрывной связи с народом». Период жизни великого русского полководца, был временим, когда «…Православная Церковь лишилась своего канонического устроения, Царская власть попала под влияние светского мировоззрения, общенародное всесословное единство оказалось подорванным», а определенная часть русской интеллигенции стремилась «…европеизировать всю русскую жизнь»[7]. Настоящим лозунгом для этой прослойки образованных людей стали строки стихотворения поэта и филолога, профессора Московского университета В. С. Печерина – эмигрировавшего в Западную Европу:

Как сладостно отчизну ненавидеть!!

И жадно ждать ее уничтоженья…

Предвидел М. Д. Скобелев угрозу России с Юго-Востока. Он отлично осведомлен был в действиях стратегического противника России в Средней Азии – британского империализма, проникшего в туда в 20-х годах XIX века.

Но угроза России в Средней Азии исходила не только со стороны Англии, но и Османской империи, которую Англия активно использовала для борьбы с русским влиянием. Турция активно занималась подрывной деятельностью среди мусульманских народов, проживавших, как в Крыму и на Кавказе, так и в Средней Азии. В конце 1853 года в Бухаре, Хиве и Коканде ими распространялся призыв к нападению на Российскую империю[8]. Сегодня Турция также проводит недобрососедскую политику к нашей стране. Нельзя забыть роль Турции в поддержке сепаратистов в российско-чеченском конфликте, в снабжении террористических организаций оружием, воюющих против регулярных вооруженных сил Сирийской арабской республики.

Когда в 1878 г. в ничем не примечательном городке Сан-Стефано был подписан договор с турками на душе М. Д. Скобелева остался горький осадок неудовлетворенности итогами войны. Он был в числе тех генералов, которые призывали к штурму Стамбула. «Дипломатия, говорил М. Д. Скобелев, сделала большой промах, что не настояла на том, чтобы русские войска хотя бы прошли через Константинополь, не занимая даже его. Этим наши труженики-герои получили хотя бы некоторое удовлетворение за свои победы, лишения, жертвы. Чересчур уж мы гуманничаем и прямо во вред себе»[9].

Следует отметить, что великому русскому полководцу, генералу от инфантерии не были чужды идеи панславизма. Как и представители данного течения, М. Д. Скобелев считал, что историческая миссия России состоит в том, чтобы помочь братьям-славянам освободиться от турок-османов и объединиться с ними в борьбе с враждебным Западом. Выступая перед сербской молодежью в 1882 г. в Париже М. Д. Скобелев отметил, «… Россия не всегда стоит на высоте своих патриотических обязанностей вообще и своей славянской роли в частности. Борьба между славянами и тевтонами неизбежна»[10].

По мнению М. Д. Скобелева угроза для России исходит от некоторых военных политиков, высокомерно смотревших на боевые действия в Средней Азии и утверждавших что люди, проживающие на Востоке дики и что за слава их побеждать. М. Д. Скобелев им отвечал: «Да, сегодня он, возможно, «дикий «, а если завтра вооружится и обучится, как надлежит, что тогда?»[11]. Как в воду смотрел М. Д. Скобелев! Через двадцать лет после его смерти петербургские стратеги легкомысленно развязали русско-японскую войну, совершенно чуждую российским национальным интересам.

Генерал от инфантерии М. Д. Скобелев не только предсказал будущие угрозы России, но и предложил меры по защите страны от этих угроз. По мнению М. Д. Скобелева «…к войне нужно заранее готовится. И не забыть, между прочим, подготовить хорошего солдата, и обращаться с ним так, чтобы он всегда был бодр. А для этого надо его хорошенько кормить и одевать хорошенько. И чтобы всюду у него была бы горячая пища, и подавалась вовремя и обильно! Ишь до отвала»[12]. Мало кто так заботился о своих подчиненных, как это делал М. Д. Скобелев. Личный состав других воинских подразделений завидовал солдатам, проходящим службу под руководством полководца, Суворову равному. «Не богат он был, а карман свой охотно раскрывал, помогая солдатам и офицерам последним, что имел»[13].

Любовь к солдату, по мнению М. Д. Скобелева делает его исполнительным, а армию непобедимой. Кроме любви к солдату, офицер должен быть к нему справедливым и примером во всем. «Если не покажешь сам примера, как надо поступать, то никого не увлечешь своею мыслью, своим распоряжением. Нужно знать своего солдата»[14].

По мнению М. Д. Скобелева, особое внимание офицеры должны уделять нравственному элементу, как в части, в походе, так и в бою. «В русской армии, для этого можно опираться или на сердце, или на дисциплину в строгом ее проявлении. Иногда на то и другое вместе»[15]. Именно нравственный элемент, по мнению великого полководца, должен способствовать укреплению воинской дисциплины, которая должна быть железной и которую необходимо добиваться правильным обращением с солдатом. Кроме нравственного элемента, укрепление воинской дисциплины, по мнению Белого витязя, должно достигаться строгим соблюдением законов. Эта мысль проглядывается во многих приказах М. Д. Скобелева. Так в одном из приказов по войскам, действующим в Закаспийском крае отмечается, что «…всеми действиями военнослужащих должен руководить закон; им, а не личным произволом, должен руководствоваться всякий начальник как в своих действиях вообще, так и в наложении дисциплинарных взысканий в особенности, чтобы и нижние чины знали, что они должны руководствоваться с своей служебной деятельности, и сами бы приобрели уважение к закону»[16].

Именно, воспитание русского войска как нравственно-христолюбивого и дисциплинированного способствовало тому, что русский солдат, принимая участие в войнах проявлял милосердие и великодушие к побежденным, не допуская жестокости и насилия по отношению военнопленных и мирного населения. Так в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. русские войска в ходе боевых действий руководствовались катехизисом, в виде вопросов и ответов, изданным на основе правил, содержащихся в проекте конвенции представленной Россией Брюссельской конференции 1874 года по кодификации законов и обычаев войны. Вот как описывает поведение русских солдат выдающийся русский дипломат Ф. Ф. Мартенс: «Никогда русский солдат не выказывал больше беззаветной храбрости, как в минувшую войну; никогда наши войска не обнаруживали больше нравственного мужества в борьбе с возбужденными страстями; никогда общий нравственный уровень их не стоял так высоко, и никогда, ни в одной западноевропейской войне, не одержано столько побед человеколюбием над насилием, любовью к ближнему над чувством ненависти к врагу и сознанием своего нравственного долга над сознанием своей силы, как в прошлую войну со стороны русских войск»[17].

Серьезное внимание М. Д. Скобелев уделял физической подготовки солдат, считая ее безусловным залогом успеха в войне. Поэтому, солдат нужно постоянно приучать к неутомимости, чтобы он «… не боялся ни дурной погоды, ни долгих и трудных путей»[18].

Немаловажную роль М. Д. Скобелев отводил воспитанию храбрости, решительности и силы духа. По мнению М. Д. Скобелева «…надо упражняться в геройских чертах, развивая в себе силу духа, упражняться не только в военное время, но и в мирное. В военное время испытывать свой характер»[19].

Кроме, непосредственной подготовки вооруженных сил к войне, по мнению М. Д. Скобелева, нужно и население подготовить к тому, чтобы в трудное для страны время оно готово было пожертвовать собой. Для этого необходимо патриотическое воспитания подрастающего поколения. Его слова, о патриотическом воспитании молодежи актуальны и для нашего времени. «Великие патриотические обязанности наше железное время налагает на нынешнее поколение. В такое время, как наше, первенствующий долг каждого – жертвовать всем, в том числе и своим духовным, на развитие сил отечества. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть»[20].

Видел М. Д. Скобелев угрозу России и от разорительной войны. Он осознавал весь ее вред, понимал ужасы, следующие за нею. Поэтому считал, что Россия не должна вовлекать себя в разорительную войну.

М. Д. Скобелев верил в победу в будущей войне, потому что, как он говорил, что «…побеждает тот, кто защищает правое дело. Воевать только тогда надо, когда я защищаю, когда я обороняю своих или себя. А война корыстная, война ради захватов, ради интересов честолюбивого государя и его фамилии – это подлость, позор!»[21]. Примером корыстной войны в наше время является гибридная война в Ливии и Сирии, погрузившая эти страны в состояние гуманитарной катастрофы.

Свое выступление хочу завершить словами А. Струсевича, автора книги «Один из богатырей XIX», посвященной великому русскому полководцу М. Д. Скобелеву: «Мы всегда должны быть начеку и помнить мудрое правило, что «если не хочешь воевать, то будь готов к войне «. И готовым надо быть не только знаниями, искусством, но и душой, памятуя, что

Жизни только тот достоин,

Кто на смерть всегда готовь!»[22].

Предлагаю увековечить память о генерале от инфантерии М. Д. Скобелеве ежегодным изданием в Военном университете книги Кашкарова Д. Д. «Взгляды на политику, войну, военное дело и военных Михаила Дмитриевича Скобелева» и дарить ее выпускнику ВУ РФ. Таким образом,  мы сможем привить любовь в М. Д. Скобелеву и формировать будущих героев России Скобелеву равных.


[1] Речь преосвященного Амвросия Епископа Дмитровского при погребении генерал-адъютанта М. Д. Скобелева 28 июня. Москва. В синодальной типографии. 1882. С. 5.

[2] Речь преосвященного Амвросия Епископа Дмитровского при погребении генерал-адъютанта М. Д. Скобелева 28 июня. Москва. В синодальной типографии. 1882. С. 5.

[3] См.: Струсевич А. Один из богатырей XIX / Популярный очерк (с картами). Остров. Типография Афанасьева и Фуфаева, 1899. С. 7.

[4] Михаил Дмитриевич Скобелев. Слово Белого генерала. Слово современников. Слово потомков. Сост., вступ. ст. С. Н. Семанова. М.: Русскiй мiръ, 2000. С. 66.

[5] Предсказание и пророчество о войне и других важных мировых событиях в 1914 году. Киев, издательство Уникум, 1914. С. 9.

[6] Митрополит Иоанн. Русская Симфония / очерки русской историографии. Санкт-Петербург: Издательство «Царское Дело», 2004. С. 235.

[7] Митрополит Иоанн. Русская Симфония / очерки русской историографии. Санкт-Петербург: Издательство «Царское Дело», 2004. С. 234-235.

[8] См.: Воронцов С. Л. М. Д. Скобелев и военные действия русской армии в Средней Азии во второй половине XIX века: Дис. …канд. истор. наук. Ярославль, 2001. С. 104.

[9] Потапов A. M. Родовое гнездо Белого генерала: Историко-краеведческое повествование / Александр Потапов. Шацк: ООО «Шацкая типография», 2013.С. 24.

[10] Струсевич А. Один из богатырей XIX / Популярный очерк (с картами). Остров. Типография Афанасьева и Фуфаева, 1899. С. 261-262; Аксенова Г. В. Русские полководцы / Г.В. Аксенова, В.А. Волков. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 205.

[11] Михаил Дмитриевич Скобелев. Слово Белого генерала. Слово современников. Слово потомков. Сост., вступ. ст. С. Н. Семанова. М.: Русскiй мiръ, 2000. C. 24-25.

[12] В Берлин! Что предсказал Скобелев о войне с немцами. Типография Т-ва И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом. Москва, 1915. С. 14.

[13] Владимир Ермилов. Белый генерал, его геройские подвиги и заветы для офицеров и солдат. Типография Т-ва И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом. Москва, 1915. С. 30.

[14] Владимир Ермилов. Белый генерал, его геройские подвиги и заветы для офицеров и солдат. Типография Т-ва И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом. Москва, 1915. С. 11.

[15] Кашкаров Д. Д. Взгляды на политику, войну, военное дело и военных Михаила Дмитриевича Скобелева. С.-Петербург. Типография М. М. Стасюлевича. В. О., л., 28. 1893. С. 94.

[16] Приказы генерала М. Д. Скобелева (1876-1882). С.-Петербург, издано под редакцией инженер-капитана Маслова. 1882. С. 111.

[17] Пустогаров B. B. Ф. Ф. Мартенс – юрист, дипломат. — 2-е изд., доп. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 115.

[18] В Берлин! Что предсказал Скобелев о войне с немцами. Типография Т-ва И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом. Москва, 1915. С. 16.

[19] Владимир Ермилов. Белый генерал, его геройские подвиги и заветы для офицеров и солдат. Типография Т-ва И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом. Москва, 1915. С. 22.

[20] Потапов A. M. Родовое гнездо Белого генерала: Историко-краеведческое повествование / Александр Потапов. Шацк: ООО «Шацкая типография», 2013.С. 37.

[21] В Берлин! Что предсказал Скобелев о войне с немцами. Типография Т-ва И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом. Москва, 1915. С. 31.

[22] Струсевич А. Один из богатырей XIX века / Популярный очерк (с картами). Остров: Типография Афанасьева и Фуфаева, 1899. С. 9-10.