«Тенденции изменения системы обеспечения военной безопасности государства в условиях новой геополитической карты мира».

Уважаемые члены Клуба военачальников, уважаемые посетители нашего сайта!

Клубом военачальников Российской Федерации 21 мая 2024 года в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации проведена  военно-научная конференция на тему:  «Тенденции изменения системы обеспечения военной безопасности государства в условиях новой геополитической карты мира».

В работе конференции приняли участие члены Клуба военачальников  Российской Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Председатель комитета Государственной Думы по обороне, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, ученые, политологи, преподаватели Военной академии Генерального штаба,  а также представители общественных ветеранских организаций.

Сегодня мы завершаем публикации тезисов выступлений участников военно-научной конференции, которые мы размещали на нашем сайте в течение года.

Вашему вниманию предлагается заключительное слово Президента Клуба военачальников Российской Федерации генерала армии Куликова А.С.


Заключительное слово

КУЛИКОВ Анатолий Сергеевич 
генерал армии,
Президент Клуба военачальников Российской Федерации,
доктор экономических наук
КУЛИКОВ Анатолий Сергеевич
генерал армии,
Президент Клуба военачальников Российской Федерации,
доктор экономических наук

Прежде чем  подводить итоги конференции, я попросил бы вас всех, кто хотел  выступить или у кого-то появилось в результате присутствия и размышления над сегодняшними вопросами, рассмотренными здесь, на конференции, появилось желание подготовить какое-то выступление, пожалуйста, мы будем рады вашим таким порывам.

Я обращаюсь и к слушателям, и к преподавателям, и к представителям других академий. Пожалуйста, присылайте, мы подготовим к осени очередной Сборник материалов конференции, он, я думаю, будет побольше чем тот, который вы получили сегодня.

Теперь, по подведению итогов самой конференции. Я думаю, что наши рекомендации  будут носить два направления. Первое — военно-политическое направление, которое мы будем отправлять в адрес администрации Президента и Правительства, и второе — военно-техническое направление, которое мы будем направлять главным образом в силовые структуры, Министру обороны и в Совет Безопасности.

Но вот так никто, к сожалению, не ответил в своих выступлениях на вопросы, которые я задавал во вступительном слове. Нужна нам идеология? Нужна. Нужен нам новый закон об обороне? Я даже иногда так, сквозь слезы, шутил, говорил: почему мы не наступаем? Да потому что у нас нет закона о наступлении. Есть закон «Об обороне». Вот мы и обороняемся, как в Первую мировую войну. Закон «О защите Отечества» нужен. И там все изложить. Нужен этот закон? Нужен. Нужно ли нам увеличивать срок службы до двух лет? Да. Закладываем это в предложение? Да.

Нужно разделение функций Министра обороны и  начальника Генштаба? Да,  нужно. Не так, как это было при Сердюкове и Шойгу. Иванов больше руки развязал Юрию Николаевичу Балуевскому и он себя лучше чувствовал на должности начальника Генерального штаба, чем последующие руководители Генерального штаба. Значит, надо делить.

А вот что касается единой системы управления, об этом говорили очень многие. Мы еще раз попытаемся добраться. Все есть для того, чтобы создать эту единую систему. Но мы не можем добраться до руководства и сказать, что нужно для этого делать.

Теперь по военно-политическим, а даже так, общественно-политическим или по чисто политическим проблемам. Вы понимаете, вот если мы сегодня людям не расскажем, участникам СВО, военнослужащим всех степеней, а где наш Берлин там, на Украине? Куда мы должны дойти? Это вот то, что Константин Сивков сейчас сказал о целеполагании. Где наша цель? Никто не может сказать, и все уходят от этого вопроса.

Нужна ли нам новая Конституция? Нужна. Старая, написанная американцами, под себя, чтобы мы отчисляли от наших доходов туда, закупали доллары и таким образом они печатали зеленые бумажки, а мы оставались в колоде еще долгие-долгие годы. Можем мы это сегодня допустить? Нет. Об этом сказал Президент еще в 2007 году, обозначив свой суверенитет политический страны. Какая должна быть экономика? Вот я очень рад, что новый Министр обороны, которым стал сегодня бывший первый зам. премьера, он тогда еще сказал, что должно быть сочетание плана и рынка. Вот тогда высвободившиеся средства пойдут и на оборону, и на социальные выплаты, а не на строительство новых яхт, Усмановым и Дерипаскам и прочим.

Я вот сейчас вам зачитаю одну статью Ленина о войне, которую мне прислал Александр Иванович Владимиров. И вы поймете в этой статье подведение итогов сегодняшней конференции. Цитирую. Статья Ленина, она была напечатана в газете «Правда» № 38 от 1 марта 1918 года: «Войну надо вести по-настоящему или ее совсем не вести. Середины тут быть не может. Раз нам германские империалисты ее навязывают, наша священная обязанность — трезво оценить наше положение, учесть силы, проверить хозяйственный механизм. Все это должно делаться со скоростью военного времени, ибо всякое промедление в нашем теперешнем положении поистине смерти подобно. Ганнибал у ворот. Об этом мы не должны забывать ни на минуту».

А дальше из этой работы цитата Ленина, которую мы все знаем по ленинским комнатам советского периода нашей военной службы. «Для ведения войны по-настоящему необходим крепкий организованный тыл. Самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием, обучены. Это настолько ясно, что не требует пояснения».

Далее. «Всюду должна быть восстановлена строжайшая революционная дисциплина. Только при соблюдении всех этих условий можно говорить серьезно о войне, а иначе все разговоры о самой революционной войне будут фразой. А фраза вредна всегда. В данный критический момент она может сыграть роковую роль. Я глубоко убежден, что наша революция справится с колоссальными трудностями настоящего момента. Она уже проделала грандиозную работу, но для успешного завершения нашего дела надо увеличить энергию стократ. Тогда мы только победим».

Что лучше можно сегодня сказать всем слоям нашего общества? Лучше не придумать. Давайте исходить вот из чего. Мы все понимаем, что война идет не на жизнь, а на смерть нашего государства. Мы это понимаем? Так если мы это понимаем, мы должны с вами не думать о том, что вот дадут завтра нам в группе генеральных инспекторов машину поехать туда-сюда и так далее. А мы должны написать письмо и сказать: участники конференции считают необходимым, и перечислить все, что мы хотим услышать.

И политическое руководство должно такой же режим, победный режим, заложить во все сферы жизни нашего государства. И в экономику, и в образование, и в науку, и в медицину. Везде. Но совершенно понятно, что при прежней экономической системе мы не в состоянии это сделать.

У нас не будет денег, у нас не будет средств для этого. Но что лучше, посмотри вполоборота направо — на Китай, и сразу определили, он сразу вам скажет, что надо делать. Бюджетообразующие отрасли должны быть или контрольным пакетом акций, или хотя бы золотой акцией, но в руках государства должны находиться. Только таким образом. Вы согласны, если мы это напишем Президенту? (голоса из зала — «Да»).

Я опираюсь на ваше мнение. Повторяю. Вся серьезность сегодняшнего момента вот именно в этом, что только мы с вами понимаем, что происходит, а все остальные, к сожалению — нет, даже те, кто попал в правительство.

Ну разве можно, чтобы такая система кадров сохранялась? Почему в армии от взводного до и далее, каждую ступеньку тот, кто пройдет, ему сразу все понятно, куда бы он ни приехал, кого бы он ни послушал. А если человек приходит новый, поэтому ему надо разделить функции. Отдайте новому министру политические функции, а начальнику Генерального штаба право управлять Вооруженными Силами. И не вмешивайтесь, а помогайте ему. Мы подумаем, посоветуемся еще с вами и подготовим такие письма в адрес Президента,  Администрации, в адрес Министра обороны и силовых структур, а так же в адрес аппарата Совета Безопасности.

Если нет возражений, военно-научную конференцию объявляю закрытой.