Укрепление межнациональных отношений — путь к стабильному развитию общества

Уважаемые члены Клуба военачальников,  уважаемые посетители нашего сайта!

Сегодня вашему вниманию предлагаются  тезисы доклада Члена Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ,  Председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ЗОРИНА Владимира Юрьевича,  доктора  политических наук, профессора,  участника военно-научной конференции «Сплоченность общества и укрепление межнациональных отношений — основа безопасности страны на современном этапе», проведенной Клубом военачальников Российской Федерации 19 октября 2023 года в Центральном Доме Российской Армии имени М.В.Фрунзе.


ЗОРИН Владимир Юрьевич
Член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ,
Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
доктор политических наук, профессор.

Уважаемые коллеги, для меня большая честь выступить в этой аудитории.

Я за период своей деятельности в разных сферах и отраслях, (в основном, это были межнациональные отношения, федерализм, борьба с экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом), со многими сталкивался и знаю, какую огромную работу мы проводили на определенном моменте нашего общего развития и становления нашей российской государственности во всех ее проявлениях.

Безусловно, исключительно интересная и актуальная тема выбрана для конференции, за нее тоже большое спасибо от всех тех, кто неравнодушен к этой ситуации.

По итогам ВЦИОМа и даже Международных исследовательских центров политику Президента, специальную военную операцию, общую нашу линию поддерживает более 80 процентов населения – это стабильная цифра, которая имеет тенденцию к укреплению.

Вопросы укрепления единства многонационального народа России обретают высокую значимость в современный период, когда коллективный Запад наращивает санкционное давление, организует атаки на межнациональное согласие, молодежную аудиторию, пытается поссорить наши народы.

Здесь я процитировал нашего основного докладчика. Анатолий Сергеевич эту тему нам уже обозначил, хорошо ее раскрыл.  Ясно, что в современных условиях возрастает интерес, как к лучшему опыту прошлого, настоящего, сегодняшнего, так и к нашей общей истории для того, чтобы еще раз осмыслить, как мы, где мы, что у нас общество из себя представляет.

Поэтому я, когда готовился к выступлению, слушал предыдущие выступления – они затронули основные вопросы нашей деятельности. Я же немножко хотел поговорить об инфраструктурной, институциональной реализации того, что мы называем в широком смысле слова стратегией государственной национальной политики. То есть все, что обсуждали сегодня и все, что мы делаем – это стратегия государственной национальной политики в нашей стране.

У всякого предмета есть свой объект, свой субъект, свои методы исследования, поэтому я хотел бы просто напомнить о переписи населения.  

Хочу сказать, что Россия, особенно в свете тех событий, которые сейчас происходят на Ближнем Востоке, это многоконфессиональная страна и сидящие здесь коллеги, хорошо помнят автора книги «Столкновение цивилизаций» Самюэля  Хангтигтона, который мечтал, предвидел, предсказывал войны цивилизаций, конфликт цивилизации.

Цивилизация, это культура, а культура, — это религия. Он писал, что XXI век, это будет веком религиозных войн, но он считал, что эти войны должны начаться на Северном Кавказе и в российском Поволжье – вот здесь самая слабая точка.

Вся деятельность коллективного Запада, наших «друзей» (мы уже сейчас не употребляем это слово в их отношении) была направлена на то, чтобы попытаться раскачать, в том числе, и по этой части. Жизнь показала, что это им не удалось. Некоторые причины я потом хочу назвать. В том числе, и с участием сидящих здесь, членов этой замечательной организации, за что им огромное спасибо.

Если говорить о конфессиональной карте Российской Федерации, это четыре основных конфессии, которые мы всегда называем – христианство (в основном, православие со всеми остальными видами), ислам, иудаизм и буддизм. Еще сюда можно добавить католицизм, протестанизм,  монофизианство и еще другие концепции. Всего 32 тысячи религиозных объединений и организаций зарегистрированы Министерством юстиции в 60 деноминаций. Представляете, какая большая картина.

По своим участкам работы вы знаете, просто я хотел обозначить, как все это выглядит на общероссийском уровне. Если говорить о наших полиэтнических регионах, то их тоже немало. У нас есть, конечно, регионы, которые почти мононациональны. Например, Вологодская область – 97 процентов русского населения. Ингушетия – это 96  процентов ингушей. Такие примеры есть у нас, но в основном, страна многонациональная и самые многонациональные регионы – Северный Кавказ, Урало-Поволжье, коренные народы севера, хоть и малочисленные,  Сибири и Дальнего Востока и некоторые другие регионы.

Когда мы анализируем свое прошлое, уточняем современные ориентиры, конечно, мы вспоминаем о том, как формировалось наше государство. История большая и вы тоже все ее хорошо знаете, но я хочу, все-таки  напомнить, что это было и освоение слабо населенных территорий, и присоединение земель кочевых племен – это добровольное присоединение, но и не везде это проходило мирно, это геополитические конфликты какие-то.

Конечно, Российская Федерация всегда испытывала и подходила к управлению новыми территориями, которые оказывались под ее влиянием, заботой, защитой, через систему военно-административного управления.

Несколько слов еще хотелось бы добавить по переписи населения. Анатолий Сергеевич Куликов назвал некоторые цифры – они впечатляют. Просто я хочу еще раз напомнить, что, во-первых, по переписи 2020-2021 года Россия продемонстрировала свою многонациональность и сохранила ее по-прежнему – это одна из самых многонациональных стран мира.

Есть, конечно, страны, где народов больше. Например, Индия, Марокко, но сейчас мы о них говорить не будем. Если говорить о нашей стране, то у нас можно назвать 10 самых крупных народов (я их назову, мне кажется, это интересно) и можно так же назвать те народы, которые миллионниками мы считаем – их у нас 6.

Я перечислю население в процентах: русские – 81 процент, татары – 3,6 процента, чеченцы – 1,3 процента.  Дальше идут – башкиры, чуваши, аварцы, армяне, украинцы,  даргинцы и казахи.  Вот, это 10 народов, которые самые крупные и 6 народов, которые являются миллионниками. Представляете, какая большая палитра.

Кроме того, еще есть коренные малочисленные народы севера Сибири и Дальнего Востока. Их общая численность 300 тысяч человек. Я должен сказать, что там есть народы, которые по несколько десятков человек – это курманчи, мениониты, юги, греки-урумы так далее. Большая палитра и она требует, прежде всего, знания и понимания ситуации.

Для укрепления межнационального мира и согласия, нам нужно понимать специфику регионов, где мы работаем, специфику страны, учитывать ее в повседневной работе. Я могу привести много примеров, но думаю, что у вас их еще больше по конкретным ситуациям и конкретным задачам, которые решали.

В ходе переписи на этот раз так же много звучало и идентичности объединяющей. Например, многие представители народов Дагестана назвали себя, как дагестанцы. Югославы вспомнили, что был такой единый народ, 14 тысяч человек заявили, что они россияне. Я хочу сказать, что действительно, это очень богатая такая история, богатая палитра и так далее. Всегда вопросы межнациональных отношений в нашей стране имели принципиально важное значение и всегда учитывались властью, какой бы она ни была, начиная со времен Рюрика.

Сейчас дискутировать не будем, как он появился, но когда только в летописи «Повести временных лет»  упоминаются более 10 народов, которые до сегодняшнего дня существуют, имеют территорию, языки – вепсы, мордва, Марий Эл Республика есть и так далее. Россия — единственная страна в мире, которая более чем за 1000 лет сохранила свое этническое многообразие и его нарастила.

Другой такой страны в мире нет. Я еще раз хочу сказать, что есть страны, где больше народов, но такой нет. Здесь можно выделить, что за весь период российской истории (некоторые эксперты это называют мегатренды государственной национальной политики),  Россия никогда не проводила политику насильственной ассимиляции и не разрушала этнокультурную самобытность народов, включенных в состав государства.

Элита присоединенных народов инкорпорировалась в элиту страны. На территории России не было ни одной религиозной войны. Я хотел это подчеркнуть. Основу этому заложила Екатерина II своим указом после Пугачевского бунта, когда уравняла христианство в лице православия и ислам в лице тогда бывшего только суннитского толка, а сейчас есть еще и другие позиции.

В России проводилась политика признания и поддержки этнического разнообразия, причем не только в сугубо культурных областях, но и в социально-экономической и политической сферах. Я хочу сказать, что все эти тенденции — почему мегатренды  — были разные периоды, разные короткие царствования с другими точками зрения, но всегда Россия реализовывала эту политику.

Сегодня она закреплена в Конституции, с учетом 200 изменений, которые в нее внесены. Я думаю, что Владимир Абдуалиевич Васильев здесь очень подробно об этом сказал. Я просто только хотел обратить ваше внимание, может быть, на два момента – это защита русского языка, как языка русского государствообразующего народа, причем признается государствообразующая роль всех народов.

Второй вопрос, это упоминание Бога в нашей Конституции. Этого раньше не было, а сейчас есть. Государство сохранило светский характер, но с уважением ко всем религиям и национальностям,  которые ее населяют.

Следующий вопрос – конечно, любая политика имеет выражение документальное. Я про Конституцию сказал, но хотел бы еще выделить четыре  Указа или четыре документа нашего Президента Владимира Владимирович Путина. Я их условно называю – квадрига этонополитики России.

Во-первых, это Указ Президента о Стратегии государственной национальной политики. Он был подписан в 2012 году – это очень важно. Это Концепция миграционной политики. Сегодня здесь о миграции говорилось уже достаточно и, я думаю, что эта тема, действительно, актуальная.

Сюда я бы еще добавил (и специалисты добавляют) Стратегию национальной безопасности, потому что вопрос устойчивых межнациональных, межрелигиозных отношений, безусловно, относится к этому моменту, но в основе всех этих наших документов и современной деятельности лежит статья Владимира Владимировича Путина – «Россия: национальный вопрос», февраль 2012 года. Эта статья, действительно, реализуется все время последовательно в нашей стране.

Мы считаем и эксперты считают, что все попытки раскачать межнациональные отношения, а с началом деятельности  коллективного Запада и его попыток отреагировать на СВО – была цель именно это раскачать.

Кто помнит, в самом начале этой нашей операции, были самые разные слухи о количестве народов призывающихся, поэтому были какие-то попытки протестов и так далее в отношении мобилизации. Часть призывного населения просто сбежала, но в целом, я хочу подчеркнуть, что надежды не оправдались,  потому что наш народ ответил на новые вызовы и риски, как всегда сплочением межнациональным и межгосударственным, и сплочением вокруг нашего лидера.

Один из основных расчетов коллективного Запада не оправдался, и этому в значительной степени способствовала та модель государственной национальной политики, которая сложилась за последнее время. Что такое государственная национальная политика, все-таки, назову – это система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленная на обеспечение межнационального согласия, гражданского единства, поддержку этнокультурного, языкового многообразия в Российской Федерации,  недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, предупреждение конфликтов и проявления экстремизма на национальной и религиозной почве.

Есть такая реклама – она была три в одном. Если сказать проще, то государственная национальная политика охватывает межнациональные отношения, государственно-религиозные отношения и миграцию.

При всем уважении к миграции и важности этого вопроса, это все-таки часть, которая имеет очень большое влияние на межнациональные отношения в нашей стране. Нередко осуществлялись и будут, наверное, еще осуществляться попытки перетащить те конфликты, которые идут у нас рядом по границе между родственными народами, которые есть у нас в стране. Перетащить эти конфликты сюда.

Первый самый — это армяно-азербайджанский вокруг Карабаха. Ош – это киргизы и узбеки. Вы все помните эту ситуацию.  Можно перечислить случаи, когда была попытка это перетащить сюда к нам. Действующая модель национальной политики позволяет не допускать этого и сохранять стабильность.

В завершение, если можно, я хотел бы задать несколько проблем в сфере межнациональных отношений.

Это распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности.

Возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды экстремистской идеологии, в том числе из зарубежных источников, безусловно.

Социально-имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей социального продвижения, частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовных ценностей, в том числе, вследствие глобализации.

Неопределенные последствия межэтнических или этно-территориальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации и отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Арктики.

Хочу еще сказать, что добавились к этому проблемы, связанные с интеграцией новых территорий нашей страны, новых субъектов Российской Федерации. Мы сейчас все вместе активно работаем над ними.

Сейчас в стране среди экспертов идет активная работа по уточнению целей государственной национальной политики, механизмов ее реализации – то, что мы называем корректировкой.

Сохраняя общие позиции, о которых я уже успел рассказать, мы готовы рассмотреть все предложения по совершенствованию стратегии государственной национальной политики.

Анатолий Сергеевич, мы ждем и Ваши предложения в Совете при Президенте по межнациональным отношениям, и в рабочей группе при Федеральном агентстве по делам национальностей.

Самое завершающее – извините, не могу не сказать, что в стране создана уникальная система общественно-консультативных органов по вопросам реализации национальной политики.

От Президента, который возглавляет Совет по межнациональным отношениям, три члена Совета у вас сегодня участвуют – это  Ильдар Гильмутдинов, Владимир Абдуалиевич Васильев  и я имею такую честь.

В Совете  собираются все участники, имеющие отношение к национальной политике,  и аналогичные структур созданы сейчас вплоть до местного самоуправления. То есть, всегда в любой момент руководитель любого уровня занимается государственной национальной политикой, готов к встречам, диалогам и принятию конкретных мер по возникающим проблемам.

Разрешите пожелать всем вам, уважаемые друзья и коллеги, здоровья, благополучия и решения тех задач, над которыми мы все вместе работаем.