УВАЖАТЬ ПОНЯТИЕ РОДИНА

Президент Клуба военачальников Российской Федерации генерал армии АНАТОЛИЙ КУЛИКОВ

Меня часто спрашивают, зачем был соз­дан Клуб военачальников? Могу сразу сказать: в отличие от большинства вете­ранских объединений, мы сплотились не для того, чтобы вместе повспоминать минувшие дни и разъ­ехаться по домам. Костяк Клуба военачальников состоит из людей, которые прежде возглавляли силовые ведомства, командовали крупными вой­сковыми объединениями и занимались решением проблем государственной безопасности. Наш опыт востребован и незаменим для тех, кто находится у власти сегодня. Именно поэтому идея создания Клуба была одобрена Администрацией Президента и лично Владимиром Владимировичем Путиным.

Клуб военачальников ведёт серьёзную рабо­ту в области обеспечения безопасности России и решения важнейших международных проблем. Военачальники легче договорятся между собой по тем или иным проблемам и лучше, чем политики понимают друг друга. Мы выдвигаем законода­тельные инициативы в области противодействия терроризму, наркотрафику, киберпреступности, работорговли, незаконной миграции — инициативы серьёзные, продуманные, многие из которых уже одобрены Государственной Думой и утверждены Советом Федерации. В рамках Клуба существует так называемая группа «Эльба». Эта группа объеди­няет людей, занимавших в своё время ключевые посты в силовых структурах своих стран. Она была создана в 2009 году по инициативе бригадного генерала Кевина Райана — бывшего военного атта­ше посольства США в России (сейчас он является сотрудником Гарвардского университета). В группу «Эльба» входят, в частности: генерал-лейтенант Майк Мейплс (бывший директор Разведуправления Минобороны США), генерал-лейтенант Франклин Хабенбек (бывший начальник Военной академии США), Роберт Данненберг (бывший начальник опе­ративного управления в Контртеррористическом центре ЦРУ), Рольф Моэтт-Ларссен (бывший директор по разведке Министерства энергетики США), генерал Юджин Хабигер (бывший коман­дующий Стратегическим командованием США), генерал Джон Абизаид (бывший командующий Центральным командованием США), генерал армии Корабельников Валентин Владимирович ( бывший начальник Главного разведуправления Генштаба ВС России), генерал-полковник Верховцев Владимир Николаевич (бывший руководитель 12-го Главного управления Минобороны России), Сафонов Анатолий Ефимович (посол, бывший Первый заме­ститель директора ФСБ России) и многие другие заслуженные военачальники.

Мы собираемся, обычно, один-два раза в год. В марте встреча была на Мальте, а перед ней — в Белграде. Если раньше российские и американские генералы по большей части рассуждали о возмож-«грядушей» мировой войны, то теперь на вышли новые угрозы. Это, прежде Ситуация в Сирии и некоторых других регионах Ближнего Востока конечно волну­ет всех. Но есть ещё более страшная угроза: ядер­ный терроризм. Само собой разумеется, что никто не может собрать боеголовку в сарае или погребе, но ведь её можно, к примеру, похитить. Такое воз­можно, на наш взгляд, в Пакистане.

Сейчас существует пять официальных ядерных держав: Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. Есть ещё неофициальные ядерные державы: Израиль, Индия, Пакистан, Северная Корея. Есть и так называемые «пограничные» стра­ны, среди которых чаще всего упоминаются: Иран, ЮАР, Бразилия. Самое большое опасение вызызывает ситуация в Пакистане: власть там может смениться в любой момент, и непонятно к кому попадёт ядерное оружие. А учитывая то, что у Пакистана конфликт с другой ядерной державой -Индией, — последствия могут быть совершенно непредсказуемы.

Любому здравомыслящему человеку понятно, что если угроза похищения или захвата какой-либо хунтой ядерной боеголовки — чисто гипо­тетическая, то «грязная бомба» вполне допусти­ма. С одной стороны, её мощность несравнима с реальной боеголовкой, зато пропагандистский удар может быть похлеще Хиросимы! Да, сила взрыва будет невелика, уровень радиации тоже не очень большой, но можно себе представить сте­пень истерики в мировых СМИ! Имиджевые поте­ри любого государства в случае взрыва «грязной бомбы» просто не подлежат подсчёту. Если коли­чество ядерных или «пограничных» стран ещё известно, то ядерные отходы или хоть какие-то ядерные элементы практически есть везде, кроме разве что уж самых отсталых стран Третьего мира.

Во время ликвидации катастрофы в Чернобыле я командовал дивизией Внутренних войск, поэто­му приведу точные цифры: там было срыто 43 млрд — я не оговорился, именно миллиарда тонн «грязной» земли и прочего радиоактивного мусо­ра. Обычному человеку этот объём представить себе тяжело, поэтому разъясню более предметно: 43 млрд тонн это, прибли­зительно, 700 миллионов железнодо­рожных вагонов! И всё это свалено в овраги, а то и просто в ямы. Теперь предлагаю подумать над таким вопро­сом: что мир будет иметь, если найдёт­ся какой-то отморозок и шарахнет по подобному «хранилищу», ну хотя бы из системы «Град» (а на Украине есть и куда более серьёзное оружие).

Только не надо переусердствовать, пытаясь проблемой международного терроризма засло­нить другие проблемы мировой безопасности, ставшие, к сожалению, почти обычными. Нам надо вспомнить, как во время Второй Мировой войны у руководителей великих держав того вре­мени хватило мудрости и мужества, несмотря на идеологические противоречия, создать антигит­леровскую коалицию. Сейчас новый Президент США Дональд Трамп призывает Россию всту­пить в антитеррористическую коалицию. Думаю, это разумная инициатива. В сентябре 2002 года, помню, я выступал в Конгрессе США и с трибуны сказал следующее: «Вы выделяете 180 млрд долларов на борь­бу с Ираком. За эти деньги с Саддамом можно договориться о чём угодно». Тогда в США был другой президент, и мои слова остались вне его интересов. До введения эмбарго Ирак был совершенно благо­получной страной, один динар стоил два доллара, а после введения доллар стал стоить 250 динаров. Иракский студент в «Керосинке» получал сти­пендию в две тысячи долларов! А теперь что -разгромленная страна, поделённая на несколько частей. С 2003 по 2013 гг. американские войска в Ираке, да и в Афганистане, занимались не борь­бой с международным терроризмом а охраняли собственные пункты дислокации, оплачивая свою безопасность местным незаконным вооружённым формированиям.

Хотя, что говорить — у нас свой Ирак под боком, я имею в виду Украину. В этом есть и наша вина. Если нацизм после Нюренберга был запре­щён, то юридической оценки бандеровщине так и не дали. Вот это и происходит на современной Украине. Скорее всего, нынешняя эскалация выгод­на Порошенко. Минск-2 для него невыполним. Его интерес — в войне. А ведь в случае, если военные действия перейдут определённую черту, — Россия не сможет не вмешаться. Это приведёт к развалу Украины, такого государства уже просто не будет.

Как говорил великий русский философ Иван Ильин, — «Умный политик знает, как остановить войну, а мудрый — как не допустить.» Порошенко вряд ли можно считать мудрым политиком. Впрочем, бесславно ушедшего Обаму тоже. Одна его фраза: «Америка должна руководить миром и вся проблема в том, как она будет это делать», — много о чём свидетельствует. Теперь в Америке новый президент, с иным подходом к приоритетам: он более склонен заниматься внутренними про­блемами, нежели внешними. Вот и нам тоже следо­вало бы сосредоточиться на решении внутренних проблем. Крымский консенсус, который объединил практически всё российское общество, — не вечен.

Мне кажется, одна из главных проблем совре­менной России — коррупция. Ну, одного гебернатора взяли, второго, министра действующего взяли, а что дальше? Это я, как бывший Министр внутрен­них дел говорю. Необходимы не отдельные аресты, а системная борьба с коррупцией. Губернатор-вор, министр-вор, обличили, наказали, и что из этого? Кто-то разобрался: как, по чьей рекомендации попа­ли они на эти должности?

Меня вообще удивляет журнал «Форбс» — там немало гениальных детей наших чиновников! Конечно, как говорил товарищ Сталин, «Родители за детей не отвечают и дети за родителей тоже». Но у меня сын восемь лет воевал против банд­формирований в Чечне. Не хочу хвастаться, но многие его сослуживцы не знали, что он сын того самого генерала Куликова. В нём это с детства: мы с супругой всегда старались приучить детей, а теперь и внуков, не выпячивать своё «Я» и ува­жать понятие РОДИНА. Это очень важно. Надо понять, наконец, что пока наша элита не будет прививать патриотизм своим детям, — любые раз­говоры о патриотизме бессмысленны.

СПРАВКА

КУЛИКОВ Анатолий Сергеевич родился в посёлке Айгурский Апанасенковского района Ставропольского края. Окончил Орджоникидзевское военное командное училище, Военную академию имени М.В.Фрунзе и Академию Генерального штаба Вооружённых Сил. Воинское звание — генерал армии. Доктор экономических наук. Действительный член ряда российских и зарубежных академий. Служил командиром взвода, роты, батальона, полка, дивизии, начальником Управления внутренних войск по Северному Кавказу и Закавказью, командующим внутренними войсками МВД России. Командовал Объединённой груп­пировкой федеральных войск в Чеченской Республике. С 1995 года — Министр внутренних дел Российской Федерации. С 1997 года совмещал эту должность с постом Заместителя Председателя Правительства РФ. Являлся членом Совета безопасности РФ и членом Совета обороны РФ. Дважды избирался депутатом (3 и 4 созывов) Государственной Думы Российской Федерации. Доктор экономических наук. Возглавляет Совет по социально-политической и экономической безопасности Института социально-политических исследований Российской академии наук. Президент Клуба военачальников Российской Федерации, советник Министра внутренних дел РФ.

Награждён орденами: «За заслуги перед Отечеством» Ш степени, «Почёта», «За личное мужество», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» Ш степени, орденами Русской Православной Церкви «Святого равноапостольного великого князя Владимира» и «Святого благоверного князя Даниила Московского».

Журнал «Политика»