Западные СМИ и их «эксперты на передержке» могут сколь угодно театрально заламывать руки и делать сенсацию вокруг мнимого отравления российскими спецслужбами агента-двойника Скрипаля и его несчастной дочери, но те, кому положено по должности в правящей касте США и НАТО, ни на минуту не приостанавливают всеобъемлющий и тщательнейший анализ содержания Послания Президента РФ Федеральному собранию России.
Разработка стратегических ракетных комплексов «Сармат» и «Авангард», сверхдальней крылатой ракеты с малогабаритной ядерной энергоустановкой и океанской многоцелевой системы на основе беспилотного подводного аппарата — решающая добавка к российскому стратегическому ядерному потенциалу.
Вместе с тем Президент РФ далёк от шапкозакидательских настроений и вполне отдаёт себе отчёт в интеллектуальных и технологических возможностях оборонно-промышленного комплекса США. В настоящее время американцы приступают к серьёзному обновлению своих ядерных сил. На это до конца 2030-х годов будут затрачены громадные средства – более 1 триллиона долларов. Если они решатся создавать такие грозные оружейные системы, которые разработаны у нас, то на это им потребуется, по имеющимся оценкам, от четырёх до шести лет.
Первая реакция США на сенсационное Послание В. Путина прочитывается в кадровой чехарде в оборонно-разведывательном комплексе, в неожиданном согласии президента Трампа на встречу с северокорейским лидером Ким Чен Ыном.
По словам сенаторов, некоторые представленные господином Путиным образцы вооружения не подпадают под действие Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), и их применение «приведёт к дестабилизации». Подписанты письма призывают к «незамедлительным» переговорам, несмотря на разногласия между странами, в том числе «продолжающееся нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности».
Напомним, что в ходе Послания Федеральному собранию Владимир Путин рассказал о новых стратегически важных разработках ядерного (МБР «Сармат») и гиперзвукового (ракета «Кинжал») оружия, рассекретив часть их характеристик, и других новых вооружениях. Все эти проекты внесены в госпрограмму вооружения на 2018–2027 годы, которую Владимир Путин подписал закрытым указом 14 декабря 2017 года.
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию произвело положительное впечатление на 44% россиян, следует из данных опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ).
Отвечая на вопрос о том, какое впечатление на них произвели слова президента, 44% заявили, что хорошее, 7% — «в чём-то положительное, в чём-то отрицательное», 4% получили отрицательные впечатления.
Респондентам также задавали вопрос о том, что в послании им понравилось. Пятнадцать процентов сказали, что им понравились слова об укреплении обороноспособности России и новых вооружениях: звучали такие фразы, как «показали мощь страны», «запугали Запад нашей новой военной техникой», «Россия не даст себя в обиду», «растёт вооружение — значит, не будет войны».
Западные СМИ обращают также внимание на слова российского президента, высказанные им в фильме «Миропорядок 2018»:«Если посмотреть на тенденции развития в мире, то Россию лучше бы иметь в качестве союзника», — отметил российский лидер. Он также добавил, что Россия является великой державой, а «конкурентов никто не любит». «Конкурентов надо сдерживать, но я думаю, что вдолгую мы всё-таки выиграем», — выразил уверенность глава государства.
«Слово» обратилось к видным экспертам и общественным деятелям страны с просьбой поделиться своими впечатлениями о речи Владимира Путина 1 марта.
Алексей Московский, генерал армии, заместитель секретаря Совета безопасности России (1998—2001 гг., из них один год заместитель В.Путина), начальник вооружения — замминистра обороны РФ (2001—2007 гг.).
Думается — у Запада шок!
— Алексей Михайлович, обратили на себя внимание отклики на Послание Президента и Верховного Главнокомандующего Федеральному собранию как на Западе, так и у нас в рядах «пятой колонны». Одни говорили, что это блеф, трепотня, другие пугали ей как подтверждением исконной склонности России к милитаризму, США отделывались невнятицей, исходившей из уст пресс-секретарских овечек Белого дома и минобороны. А глава Пентагона хранил красноречивое молчание целых 10 дней, прежде чем сформулировать официальную позицию своего ведомства, весьма, кстати, замысловатую.
«Слово» обращается к Вам как к крупнейшему отечественному специалисту в области вооружений, чьё мнение поможет читателю составить верное представление о важности затронутых президентом проблем. Два слова о предыстории сенсационной речи В. Путина 1 марта?
— Новейшие системы оружия, о которых столь подробно рассказал президент Путин в своей речи 1 марта, — не блеф. Мне посчастливилось стоять у истоков всех этих видов вооружений, ездить по полигонам, конструкторским бюро, испытательным центрам….
Заделы по объявленным президентом системам у нас были начаты лет 15—17 назад. Все эти годы «молотками стучали будь здоров», в сложное время недостатка финансовых средств по госзаказу ухитрялись двигаться вперёд. Сложили кооперации, провели фундаментальные, поисковые работы, получили новые материалам, элементную базу…
Иными словами, не дали маховику остановиться. И сегодня получили реальный результат – серийное производство. Документацию отдали на заводы. Так что это – не блеф! Всё в железе!
— Понятно, что на это потребовались годы упорнейшего труда тысяч людей, вдохновения прекраснейших умов изобретателей и конструкторов, несгибаемой воли организаторов производства. Кто они — эти истинные патриоты Отечества, создатели непревзойдённых систем, о которых говорил президент?
— Да, Вы правы – у нас в оборонке всегда самым большим достоянием были люди, профессионализм и неиссякаемая любовь к своему делу. Отсюда и результаты. Например, одно из названных изделий разрабатывалось на фирме, где генеральным конструктором был Игорь Сергеевич Селезнёв, который в своё время сменил там А.Я.Березняка. К сожалению, Игоря Сергеевича с нами уже нет. Думаю, было бы правильно назвать это изделие его именем. Он один из команды героических директоров и генеральных конструкторов советского времени, которые ковали оборонный щит страны. Это всё люди штучные, ими гордиться надо. Конструкторы такого калибра! Они создавали вооружения от нуля до опытных образцов, они обеспечили тот задел, которым мы сегодня смогли удивить весь мир. Сегодня конструкторов такого калибра мы готовить не можем, но помнить их самих и их школу мы обязательно должны, иначе перспективы у нас не будет.
А помнят их плохо. Недавно, 9 февраля, исполнилось 100 лет Владимиру Сергеевичу Семенихину, генеральному конструктору нашей системы управления страной и Вооружёнными силами в чрезвычайных ситуациях. «Ядерный чемоданчик» – это его разработка. Так на кладбище пришли его помянуть всего 5 человек! Неправильно это и горько. А достойной профессиональной замены ему до сих пор нет?! И если эта затяжка искусственна со стороны тех, от которых это зависит, включая ВПК, то это можно отнести, мягко говоря, к умышленным действиям, которым должна быть дана нелицеприятная оценка!
— Вам не показалось, что Верховный Главнокомандующий несколько перегрузил своё Послание деталями, техническими подробностями, которые, особенно по таким системам вооружения, обычно хранятся за семью печатями?
— Полагаю, всё это вовремя, ведь трибуна выбрана – на весь мир! И публичность объясняется намерением довести эту информацию без искажений до тех руководителей, которые принимают решения. Ведь прозвучала ключевая фраза: «Вы нас не слушали. Послушайте теперь!».
— Насколько речь В. Путина будет способствовать осуществлению ясно выраженного им намерения начать переговоры со США о сокращениях вооружений?
— Мы всегда говорили, что наш ответ на выход Вашингтона из Договора по ПРО будет асимметричным. Он таким и стал, все объявленные новые системы – ударные, способные спокойно преодолевать американскую противоракетную оборону. Напомню похожий пример из истории. Когда в 1961 году мы создали первую управляемую противоракету, способную поразить баллистические цели США, то мы опередили американцев более чем на 20 лет! Тогдашний прорыв сделал необходимым подписание Договора по ПРО в 1972 году, по которому мы построили противоракетное кольцо вокруг Москвы, а американцы вокруг своей Гранд-Форкс. Договор по ПРО успешно действовал более 30 лет, был краеугольным камнем стратегической стабильности и безопасности в мире, пока Вашингтон не вышел из него. Теперь, думаю, пора «нашим партнёрам» садиться за стол переговоров для заключения нового стратегического договора, способного обеспечить стратегическую стабильность в сегодняшнем мире.
Ещё раз напомню — и об этом сказал президент — все эти системы вооружения способны преодолевать любую противоракетную оборону. Они фактически её обесценивают и в военном, и в финансовом смысле.
Думаю, что с объявленными президентом Путиным системами мы создали задел и запас прочности не менее чем на 10 — 15 лет.
— Есть ли у наших «партнёров» на Западе аналогичные вещи?
— Думаю, они пока в шоке. Поэтому и ограничились невнятными комментариями. И это косвенно доказывает отсутствие там подобных разработок. Анализ и аналитика – придут позже, в будущем. А пока шок!
— Спасибо Вам за беседу.
1998), член Совета безопасности РФ (1995—1998).
— Анатолий Сергеевич, Ваши впечатления от речи Путина?
— Президент 1 марта выступил с важнейшей речью через 10 лет после своего выступления в Мюнхене, где он практически впервые обозначил возросшую остроту проблемы с безопасностью мира. Тогда он сказал, что однополярный мир бесперспективен, он приведёт в тупик. По сути дела его пророчество сбылось. Причём сбылось даже раньше — с началом цветных революций, закончившихся полным развалом ряда стран, хаосом, массовым бегством беженцев в Европу, что перекинулось даже через океан, в сами Соединённые Штаты Америки.
В прошедшие после Мюнхена годы Путин неоднократно выступал с инициативами по тем или иным проблемам безопасности — по разоружению, по предотвращению развёртывания ПРО. Он постоянно вносил новые предложения. Вы выстраиваете ПРО якобы против Ирана и Кореи, говорил он партнёрам, тогда давайте вместе займёмся размещением ПРО. Мы готовы вместе с вами эксплуатировать нашу Габалинскую РЛС в Азербайджане. Это позволит контролировать не только КНДР и Иран, но и других. Тот же Пакистан с его ядерным оружием. Возможно, и Индию.
— Но ведь США только прикрывались КНДР и Ираном…
— Конечно. На самом деле на сегодня уже появилось свыше 50 новых пунктов дислокации ПРО, а точнее 58. Это серьёзно. Скажем, НАТО обозначили батальон в Прибалтике. Это только по названию батальон. Численность этого «батальона» – 1000 человек! Это что за батальон? Это уже полк! И техники завезено туда не на батальон, а на целый полк. В том числе танки. Они что – оборонительное оружие?
Мы с генералом Кириленко хорошо знаем, что такое в Западной Европе, в ФРГ дивизии двойного базирования. В Карлсруэ находились склады и базы хранения для новых формирований. За 3—4 суток в Европу самолётами прибывала живая сила, а вся техника уже была на месте, обслужена, заправлена…
— Только смазку поменять?
— Да её и так постоянно меняли. Необходимо было только время на слаживание подразделений. Командиры частей знали своё место, знали маршруты и всё остальное.
Когда нечто подобное пытаются сделать вокруг нас, то это не просто заблуждение, это, я бы сказал, страшная ошибка, которая, кроме расходования дополнительных средств, ни к чему не приведёт.
В. Путин в своём Послании продемонстрировал новые образцы оружия, которые по сути дела делают Соединённые Штаты Америки беспомощными. И что теперь им делать? Тут очень много аспектов. Например, они занимают первое место по торговле своим оружием. США практически сбагривали всё, что производили. Новое по производству, но уже устаревшее — те же средства ПВО и т.д. Отправляли их в те страны, которые становились покупателями. А теперь любой руководитель страны будет чесать репу и думать: а что я с этим оружием смогу реально сделать? Это один вопрос.
Другой вопрос – бессмысленность самого этого размещения вокруг России. Вы зачем разместили? Боитесь, что мы туда придём? Но зачем России Польша, Эстония, Латвия, Литва?
Россия – самодостаточная страна, она имеет 40 процентов мировых богатств. Но даже если вы сегодня сами попроситесь к нам, мы вас не примем. Даже если Польша будет проситься. У нас проблем выше крыши. Зачем вы нам нужны? Просто абсурд какой-то!
— Анатолий Сергеевич, можно считать информацию нашего президента о новых системах оружия достаточным стимулом для Запада начать переговоры после сообщений о новых системах оружия? Может, нужно было всё-таки выждать?
— А чего выжидать? Это сигнал. Президент просто сказал, что мы вам всё это показали не для того, чтобы вы нас боялись. Мы сделали это для того, чтобы вы понимали: надо сесть за стол переговоров и вернуть тот уровень доверия, который когда-то был между нами. Этот уровень доверия позволит нам обеспечить безопасность мира. Кстати, предложение четырёх сенаторов-демократов начать «стратегический диалог с Москвой» говорит о том, что кое-кто нас уже услышал.
— А не видите ли Вы некой разницы в реакции между европейскими натовскими странами и США на предложения Путина?
— Разницы нет по одной простой причине: Европа идёт в фарватере Соединённых Штатов Америки. И она ещё не скоро от этого освободится. Я не питаю иллюзий на счёт того, что вот уже через год мы сядем и подпишем новые договора. Ничего подобного! Ведь Трамп находится под сильнейшим давлением своих противников внутри страны. В своей предвыборной кампании он, как неглупый человек, много говорил о необходимости решать проблемы безопасности и сотрудничества вместе с Россией. Но разделяют его точку зрения далеко не все в его партии, не говоря уже о демократах. Россия давно присутствует на первых полосах западных СМИ в качестве основного врага. События последних дней в Англии только подтверждают эту тенденцию. Вчера всерьёз говорили о том, что 13 российских хакеров сделали Трампа президентом страны. Дескать, вот какая мы могущественная страна! У себя не можем дороги отремонтировать, а в Америке президентов назначаем! Владимир Владимирович Путин несколько раз об этом говорил. А сегодня новый виток русофобии в связи с «делом об отравлении» бывшего агента-двойника…
— Спасибо Вам.
Речь В. Путина эпохальна
— То, что сказал Путин России и миру в своём Послании Федеральному собранию РФ, эпохально. Это настолько отличается от всего, что говорилось прежде. Речь в действительности может идти только о выборе нового пути, нового тренда для взаимоотношений нашей страны с остальным миром, преодолении её противостояния с Западом.
Удивительно, что Послание продолжает вектор Мюнхенской речи президента. В 2007 году была попытка увещевать Запад, обратиться к его разуму и чувству справедливости, необходимости равноправия в международных отношениях, когда речь заходит о безопасности государств. Теперь Запад ставят перед свершившимся фактом: в условиях взлома ядерного паритета между Востоком и Западом, начатого по произволу США с намерением закрепить американское превосходство, единственно возможным ответом для России остаётся создание и наращивание таких систем вооружения, которые камня на камне не оставят от американского лидерства.
Америка признаёт только силу, и только силу она увидит теперь из-за зубчатой кремлёвской стены. И единство всех кремлёвских башен, которое Запад мечтал расколоть.
А народ? Давайте вспомним, что в советские времена 65 процентов занятых в отечественной промышленности работало на оборону, что вместе с членами семей означало миллионы людей. Сейчас – тысячи, десятки тысяч. Развитие ВПК в этой области даст нам возможность создать новые рабочие места, даст кормильцам возможность обучить своих детей, вырастить их здоровыми и сильными.
Русский человек готов затянуть пояс потуже, лишь бы его страна была мощной, уважаемой в мире, имела бы престиж сильной страны. Ради этого он на многое готов пойти.