Уважаемые коллеги, уважаемые посетители нашего сайта!
Мы представляем вам очередной материал выступления на военно-научной конференции «Тенденции изменения системы обеспечения военной безопасности государства в условиях новой геополитической карты мира», состоявшейся 21 мая 2024 года в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сегодня мы знакомим вас с тезисами доклада начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника В.Б.Зарудницкого на тему: «Обеспечение военной безопасности государства в условиях реализации стратегии США и их союзников по наращиванию внешних угроз и провокаций на постсоветском пространстве для дестабилизации геополитической обстановки в мире».
Обеспечение военной безопасности государства в условиях реализации стратегии США и их союзников по наращиванию внешних угроз и провокаций на постсоветском пространстве для дестабилизации геополитической обстановки в мире
Уважаемые члены Клуба военачальников, позвольте мне от лица всей Академии поприветствовать вас в стенах Академии Генерального штаба. Очень хорошо, что мы собираемся на конференцию, но еще лучше, что мы встретили друг друга здесь, пообщались и обменялись мнениями
Основная масса присутствующих здесь учились в Академии Генерального штаба, другие работали в Академии, преподавали, занимались наукой. Сегодняшняя встреча очень актуальна для всех нас, присутствующих в этом зале.
Анатолий Сергеевич Куликов во вступительном слове обозначил большой пласт проблем, которые на сегодняшний день по мнению Клуба военачальников существуют у нас в армии и в обществе. Чтобы обсудить их все, детально перелопатить и выдать некие рекомендации, дня не хватит.
Сегодня мы поговорим про подходы к совершенствованию системы обеспечения военной безопасности России в новых геополитических условиях. Эта тема раскрыта в научной статье нашей Академии в журнале «Военная мысль» № 2 за 2024 год.
Сегодня предлагается эту статью обсудить. Несмотря на то, что с момента ее опубликования прошло несколько месяцев, тем не менее уже сегодня основные выводы по ней подтверждаются свершившимися событиями вокруг Российской Федерации. Свой доклад я построю на основе опубликованных материалов.
Практически ежедневное изменение международной и особенно военно-политической обстановки вынуждает еще шире, чем в статье, рассмотреть причины кризиса отношений и Запада, который не связан с началом проведения Специальной военной операции, а имеет более глубокие геополитические корни. Именно такой подход к проблеме поиска целесообразных направлений обеспечения военной безопасности является, по нашему мнению, наиболее правильным.
Россия в своем развитии в очередной раз столкнулась с проявлением ряда внешних и внутренних военных угроз, связанных с реализацией США и их союзниками стратегии по дестабилизации геополитической обстановки в мире и открытым устремлениям нанести нашему государству стратегическое поражение, дестабилизировать социально-политическую обстановку, добиться смены власти и создать условия для расчленения страны и ее ядерного разоружения.
Происходящая сегодня трансформация существующей системы мироустройства от глобального доминирования США и многополярности стала угрозой для Вашингтона, всеми путями пытающегося сохранить свою гегемонию.
В новых концептуальных документах США Россия и Китай представлены в качестве источника непосредственной и постоянной угрозы американским интересам. Особое значение Вашингтон придает прежде всего углублению и модернизации военно-политических альянсов, в которых США должны играть ведущую роль. Его основное усилие сосредоточено на укрепление отношений с союзниками в жизненно важных районах мира, в число которых в сложившейся обстановке отнесены Европейский, Ближневосточный и Индо-Тихоокеанский.
В Европе деятельность Соединенных Штатов направлена на ослабление России с одновременным полным отрывом от ее экономики Объединенной Европы. Главным инструментом для этого, по-прежнему, является деятельность НАТО.
На Ближнем Востоке и в Центральной Азии реализация политики поддержания нестабильности и хаоса в регионе, с позиции Белого дома, способно эффективно отнимать ресурсы и силы у остальных противников США в регионе. Как мы уже сказали, это Россия и Китай.
В Индо-Тихоокеанском регионе Вашингтон наращивает сотрудничество с Тайванем, остальными государствами Тихого океана и Индией, учитывая ее стремление к региональному лидерству. Итогом деятельности США в регионе ожидается снижение влияния Китая с одновременным недопущением дальнейшего сближения Пекина с Москвой, особенно в военной сфере.
Несмотря на все усилия Белого дома по сдерживанию России и Китая, недавняя встреча лидеров продемонстрировала всему миру перспективы укрепления стратегического партнерства, становления миропорядка в многополярном мире, основанного на международном праве, взаимном уважении и экономических интересах стран что, безусловно, влияет на срыв ведущей роли США во всем мире.
В то же время Вашингтон практически в открытую оказывает давление на различные международные организации, препятствует развитию неподконтрольных ему структур, включая Россию и Китай. Это, как мы знаем, БРИКС, Шанхайская организация и ОДКБ.
Одновременно осуществляется переход от сдерживания нашей страны проведением разовых террористических санкций к непрерывному комплексному давлению с активизацией усилий по дестабилизации внутриполитической обстановки.
Деятельность США по отношению к России носит плановый, долгосрочный и агрессивный характер. Руководство Соединенных Штатов активно препятствует расширению влияния России на постсоветском пространстве и дискредитирует ее международный авторитет.
Технология для достижения своих целей предполагает проведение управляемых Америкой войн нового поколения с использованием взаимосвязанного спектра мер различного характера, получивших обобщенное название – технология гибридных войн, военная сила в которых по-прежнему играет ведущую роль. Такие войны выступают в качестве инструмента формирования США основ нового миропорядка. За последние три десятилетия их итогами стали смена власти и крушение некогда независимых государств. Напомню, Ирак, Югославия, Ливия, Сирия, Афганистан, ряд цветных революций на постсоветском пространстве. Да и распад СССР по выгодному США варианту – это результат реализации современной стратегии Вашингтона и его союзников.
Дальнейшая реализация замыслов коллективного Запада во главе с США в нанесении стратегического поражения России направлена на решения наших государств-союзников и партнеров. Создание на территории бывших союзных республик русофобских правительств, переформирование сознания населения и его последующее использование в качестве прокси-сил, а в военных конфликтах – против России.
По такому пути пошли страны Балтии, одними из первых ставшие странами НАТО. Грузия была использована для провокации в Южной Осетии и Абхазии. Молдавия занимает сейчас откровенно антироссийскую позицию. Наконец, Украина, как результат деятельности США и западных стран на ее территории, превративших страну в откровенно нацистское государство, предназначенное для войны с Россией.
В то же время Запад предпринимает попытки спровоцировать обострение внутриполитической обстановки России. В этом направлении активизирована деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыва исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества. В традиционно сложных регионах России происходят провоцирования межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической религиозной ненависти либо вражды. Кроме того, повышению террористических угроз способствует неконтролируемые миграционные потоки из стран Центральной Азии.
Таким образом, добавив общую характеристику проводимых США стратегий, можно констатировать, что политика удушения России – это всерьез и надолго.
Сегодняшнее противостояние гораздо острее, чем холодная война XX века. Вашингтон и его союзники в гибридной войне нового типа сделали ставку не просто на сдерживание, а на уничтожение Российского государства в его нынешнем виде.
Конфликт на Украине, как следствие реализуемой Вашингтоном деструктивной политики по отстаиванию своего права на мировое господство, вероятнее всего является лишь очередным, но не завершающим этапом нанесения России стратегического поражения. Подтверждением такого вывода является прогнозные оценки относительно эскалации украинского конфликта в полномасштабную войну в Европе, сделанные в уже упомянутой научной статье нашей Академии.
Во-первых, под разными предлогами продолжается боевое втягивание в конфликт стран НАТО. Кроме поставок вооружения и военно-специальной техники, подготовки ВСУ и их обеспечения, проукраинской коалицией с начала 2024 года реализуется попытка отправки западных военных интервентов на территорию Украины.
Во-вторых, с начала 2024 года подписаны совместные военно-политические соглашения между Украиной и отдельными странами Европы, гарантирующие оказание помощи и безопасности последней.
В-третьих, это развертывание группировок войск объединенных вооруженных сил НАТО, создание запаса вооружения, военной специальной техники и подготовка инфраструктуры на территории стран Восточной Европы у западных границ России под видом продолжающейся серии учений «SteadfastDefender-2024». В интересах противодействия так называемой российской угрозе завершается создание полномасштабной системы коллективной обороны НАТО.
Констатация таких фактов подтверждает создание постоянной военной угрозы России на западном и северо-западном стратегических направлениях. Не менее важной темой в статье был прогноз резкого усиления военных угроз внутренней безопасности Российской Федерации. Так стремление США за счет дестабилизации внутренней обстановки в России и фактически утраты возможности вести наступательные действия предсказуемо привели к переносу усилий с Украины на территорию нашей страны за счет реализации террористических и диверсионных действий, а также расширение элементов партизанской войны.
Масштабы этих действий постепенно расширяются, нанесение ударов по критически важным объектам экономической, транспортной, гражданской, военной инфраструктуры на территории России приняли плановый, объединенный единым замыслом массированный характер. Главная цель их действий – вызвать недоверие населения к власти, неспособной его защитить, подорвать моральный дух руководства и общества.
И о главном. Сегодня, безусловно, речь идет о существовании нашего государства, о стабильности всех его структур гарантированно обеспечить военную безопасность нашей страны. Мы уже обсуждали направления совершенствования системы ее обеспечения, я остановлюсь на четырех из них, которые, по нашему мнению, целесообразно реализовать уже на современном этапе. Первое направление – приведение системы обеспечения военной безопасности в соответствие с масштабами и типами военных угроз.
Меры, проводимые США в рамках своей стратегии, настолько широки и разноплановы, что только адаптированная к ним система обеспечения военной безопасности государства способна их нейтрализовать. Прежде всего это касается учета расширения сфер противоборства, их роли в современной гибридной войне нового типа, многообразного состава ее участников и появления новых средств и методов борьбы в рамках глобального театра такого противоборства. В складывающейся обстановке наибольшую угрозу несут внутренние угрозы. Победить в таком противоборстве возможно только комплексным воздействием на их источники всех элементов и систем обеспечения военной безопасности по модульному принципу с координацией усилий участвующих сил и средств. А определение требований и потенциальных ее возможностей должно исходить из геостратегических потребностей Российской Федерации и принципа достаточности военной силы.
Следующее направление связано с динамикой изменения обстановки и одновременно повышением оперативности и адаптивности управления системами обеспечения военной безопасности.
Принятый сейчас подход к руководству в области национальной военной безопасности мирного времени, безусловно, обеспечивает достижение поставленной цели обороны страны и позволяет реагировать на известную роль безопасности России.
Но сегодняшнее состояние военно-политической обстановки в корне отличается от мирного времени. Динамика ее изменений и требования по оперативному реагированию на появление новых угроз безопасности накладывает существенные временные ограничения на параметры управления этой системой, вынуждает адаптивно управлять различными государственными и общественными структурами в условиях дефицита времени.
Таким образом, тенденция повышения оперативности управления системой обеспечения военной безопасности определяет необходимость единого планирования и оперативного управления различными структурами государства, в том числе военными организациями и вооруженными силами, общественными и гуманитарными организациями в условиях динамично меняющейся обстановки и расширении участвующих в обеспечении военной безопасности сил и средств.
Еще на одном направлении я хотел бы заострить ваше внимание — это повышение совместного потенциала с дружественными государствами в решении задач обеспечения военной безопасности. Процесс трансформации существующего мироустройства объективно предполагает выстраивание новых отношений России с государствами, стремящимися к самостоятельности и независимости от гегемонии Запада.
Несомненный интерес в этой области представляют отдельные страны Африканского континента, ряд государств Латинской Америки и Юго-Восточная Азия. За редким исключением, это недолгосрочные союзники России, но потенциал этих стран, в том числе военный, нам необходимо учитывать и использовать.
Как результат такой деятельности, заключение союзных договоров нашим государством в стратегически важных для Запада регионах, прежде всего вблизи границ США, приведет к сдерживанию противников России, не признающих зачастую иных, кроме силовых аргументов во внешней политике. Это существенный военный мотив в стратегическом сдерживании Запада и основа для дальнейшего совершенствования военной политики России за счет реагирования на новые угрозы и превентивного воздействия на источники угроз военной безопасности.
И в заключение. Завершение конфликта на Украине не означает окончания кризиса конфронтации России и Запада. Запущенный процесс трансформации существующего мироустройства сопряжен с ростом противоречий, разрешение которых исторически всегда приводит к применению военной силы.
Анализ военно-политической и стратегической обстановки, сложившейся на сегодня, подтверждает высокую вероятность эскалации конфликта на Украине, которая может протекать по нескольким сценариям.
Позвольте их вам озвучить.
По-первому – в целях исключения возможности перехода к применению Россией ядерного оружия, затяжной диверсионно-террористический характер конфликта на истощение сторон.
По-второму – регионально-локальная война с задействованием вооруженных сил прибалтийских государств без исполнения статьи 5 Договора НАТО.
По-третьему – втягивание нашего государства в крупномасштабную войну на всем Западом театре военных действий от Баренцева до Черного моря.
Вполне вероятно, что все эти варианты будут реализованы последовательно, что и подтверждает сегодня стратегическая обстановка и ожидаемые итоги проводимых на территории стран Восточной Европы серии учений объединенных вооруженных сил Альянса. В соответствии с такой угрозой мы вынуждены оперативно корректировать подходы к обеспечению военной безопасности и дополнительно создавать новые округа, группировки войск на Западном и Северо-Западном стратегических направлениях, повышать не только свой военный потенциал, но и военную мощь всего государства, включающую военно-экономический, военно-технический и военно-научный потенциал страны.
Таким образом, прямая угроза существованию России определяет повышенные требования к системе обеспечения военной безопасности.
Прежде всего, необходима разработка и реализация общегосударственных мер по выявлению и нейтрализации новых объединенных угроз военной безопасности на всех уровнях, с привлечением всех элементов ее системы. Внезапность и быстрота их появления вызывает необходимость оперативного и адаптивного управления всеми силами и средствами государства.
Учитывая сегодняшнее состояние обстановки в мире, необходимо укреплять существующие союзы с дружественными государствами, расширять и повышать совместный потенциал с нейтральными странами, при этом обеспечивать их безопасность. По нашему мнению, реализация таких направлений позволит решать задачи обеспечения военной безопасности России.
Уважаемые коллеги, я думаю, что мой доклад был всего лишь затравкой к диалогу. Надеюсь, что в последующих вступлениях будут предложены конкретные мероприятия и действия.